Переплыв Волгу, или Год без Ларисы Леляновой

27.03.2012, 15:56

В отличие от булгаковского Мольера, Лариса Лелянова никогда не вставала перед властью на колениВ Тверском ТЮЗе показали спектакль по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош», посвященный памяти автора постановки, заслуженного деятеля искусств России Ларисы Леляновой, скончавшейся 13 марта год назад 

Премьера «Кабалы святош» состоялась в 2000 году в день открытия очередного театрального сезона. Тверь буквально ошеломила эта яркая постановка, поразила глубина режиссерского прочтения Ларисой Олеговной текста пьесы Булгакова.

Успех спектакля был грандиозным! А ведь то же самое можно сказать и о прочих работах Леляновой: «двойное» образование (режиссерское и филологическое) помогало ей осуществлять поистине гениальные постановки. Твери, как говорится, и не снилось, что на нашей сцене можно увидеть настоящего Достоевского, Островского, Андерсена, Брехта, Горина…

Однако «Кабала святош» Михаила Булгакова стала особым спектаклем и для Леляновой, и для ее театра. В 2000 году еще ничто не предвещало беды, но сейчас понятно, постановка ознаменовала те, тогда еще едва заметные, предпосылки травли Леляновой, что уже, естественно, были…

В пьесе Булгакова, если опустить ряд пусть и сюжетообразующих деталей, речь идет об отношениях Художника и Власти. Напомню, что поставить «Кабалу» во МХАТе удалось лишь в 1936 году, спустя семь лет после написания пьесы. Удалось, между прочим, только благодаря вмешательству Сталина, который, побеседовав с Булгаковым, разрешил-таки ранее запрещенное «чиновниками от культуры» произведение. Мое мнение – дело было не только в той беседе: вождь узнал в Людовике XIV себя! Но в отличие от последнего не захотел, так сказать, попадать в кабалу «святош» и, как истинный самодержец, проявил к Художнику милость.

В Твери к середине 2000-х от наших местных властей к Леляновой милости не было. Ее начали не просто травить, но и запрещать. Все ее идеи зарубались тогдашним областным комитетом по делам культуры на корню. Под разными предлогами, но с пожеланием «ставить побольше добрых сказок и меньше спектаклей скандальных, двусмысленных, вольнодумных, что ли» (слова были сказаны при мне в приемной начальника комитета). Почуяв такое отношение к своему художественному руководителю со стороны власти, труппа, на удивление рьяно, тоже принялась травить Лелянову едва ли не всем своим составом. Не выдержав, Лариса Лелянова ушла из театра.

Потом были потрясающие семь лет работы в театрах Кемерово, Томска, Ростова-на-Дону. Как мне сказали в СТД (не в нашем тверском отделении, а в Москве), «Лариса Лелянова входит в пятерку самых лучших режиссеров России, работающих в региональных театрах». И все было бы хорошо, если бы не трагическая смерть Ларисы Олеговны в Перми год назад…

Осознанно или нет, но именно «Кабалу святош» показали в День памяти Леляновой в ТЮЗе. Примерно за полгода до ее смерти мы вдруг заговорили об этом спектакле. Дело было под Ржевом, и Лариса Олеговна, только что переплыв Волгу, сидя на камне, словно Русалочка из ее спектакля, сказала: «А ведь «Кабалу» я ставила про себя…» 

Александр КОНСТАНТИНОВ, фото (из спектакля) Ильдара АЮПОВА

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх