Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

ШКОЛА — ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ

17.02.2011, 00:00

    На пороге меня встретили три женщины — приятные, интеллигентные и такие открытые и дружелюбные, что я, сидя за гостеприимно поданным чаем с печенюшками, порой забывала, где нахожусь. А находилась я в средней общеобразовательной школе посёлка Радченко и беседовала с директором школы Евгенией Паськовой, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Лидией Вдовиной и заместителем директора по воспитательной работе Светланой Лампе. А потом всю дорогу обратно в Тверь я по-доброму завидовала детям, которым посчастливилось учиться в этой школе. Потому что именно в провинциальных школах педагогический коллектив и учащиеся, видимо, в виду своей немногочисленности существуют как одна большая семья.
    История школы началась с начальной школы, основанной в 1934 или 1935 году, сейчас уже точно неизвестно, а мои собеседницы шутят, мол, «какой юбилей ближе, тот год основания и выбираем». В годы Великой Отечественной войны занятия прерывались лишь на месяц, на период оккупации района фашистами. Продолжали своё образование дети в школе с. Городня, куда ходили пешком. «Шоссе было тогда уже в два раза. Машин почти не было. Летом народ, купающийся в Волге, выходил на дорогу и ложился на асфальт загорать», — вспоминают старожилы. После окончания войны для школы приспособили добротное деревянное здание, в котором раньше жили немецкие военнопленные. Они клали асфальт в посёлке, а дети их подкармливали. Несмотря на то что в войну было разрушено многое, ожесточённости у людей не было.
    Постепенно трасса оживлялась, и ходить становилось опасно. Поэтому в посёлке решили построить общеобразовательную школу. Открылась она в 1958 году и стала одной из лучших в районе. Собрали лучших учителей, построили самый лучший в районе спортивный зал, во дворе школы организовали метеоплощадку.
    
    ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ РАДЧЕНКО
    В 60-е годы были заложены традиции школы, которые развиваются по сей день. Именно в эти годы здесь начали давать профессиональное образование. Школьники обучались на заводе опытных машин, в филиале ВНИИТП, зверосовхозе «Мелковский», многие, получив образование в Калинине, Москве, Ленинграде, возвращались в родной посёлок, создавая трудовые династии.
    Посёлок Радченко, основанный в 1927 году, известен как научно-исследовательский центр торфяной промышленности. Его расцвет пришёлся на 60-80-е годы прошлого века. В то время жителей поселка отличал высокий образовательный уровень. В Радченко проходили международные симпозиумы! А завод опытных машин изготавливал образцы торфяных машин для девяти стран мира.
    
    НАСТОЯЩЕЕ ШКОЛЫ
    На сегодняшний день в школе выстроилась и развивается система воспитательной работы, состоящая из четырёх основных компонентов.
    Первое и основополагающее – патриотическое воспитание. Второе — экологическое образование, также не менее важный и актуальный аспект обучения. Третье — художественно-эстетическое, без которого невозможно вырастить полноценную личность, и здесь это поняли. И четвертое, не менее значимое направление – спортивно- оздоровительное.
    Воспитанию в гражданине патриота здесь вообще отводится особая роль. Радченковцы изучают историю России, тверского края, посёлка, историю своей родной школы. В 2010 году большинство мероприятий было посвящено 65-летию Победы. Например, конференция «Знаменитые люди Тверской области», устный журнал «Тверской край в годы Великой Отечественной войны», встречи с ветеранами. Особое внимание уделяется, конечно, ветеранам. Лидия Викторовна сокрушается, как редеют ряды героев. Но и для тех, кто приходит на встречи, делается всё возможное. И тогда глаза стариков горят…
    Хорошо развита в школе система дополнительного образования, так называемые «кружки», которыми охвачены 86% учащихся – это внушительная цифра. Однако в последние годы из-за нехватки средств ставки педагогов дополнительного образования урезали и, соответственно, уменьшили количество кружков. Тем не менее, как говорится, если людям что-то не хватает, они берут это сами. Появляются энтузиасты, которые своими силами организуют детям досуг. Например, Василий Андреев занимается с ребятами футболом. Алексей Овчинников готовит чемпионов по вольной борьбе. Талантливый педагог воспитал уже трёх кандидатов в мастера спорта. Бывший ученик школы, тренер школы олимпийского резерва Михаил Суровцев создал секцию гребли на байдарках и каноэ. Ребята из стрелкового кружка под руководством учителя школы Николая Андриякина постоянно побеждают в районных соревнованиях.
    При школе имеется большой учебно-опытный участок, основанный учителем биологии Иваном Тебякиным. Ученики выращивают овощи, есть теплица, снабжающая население посёлка и других населённых пунктов высококачественной, экологически чистой продукцией. На участке ребята познают основы агротехники, овощеведения. Такие люди вырастут с любовью и уважением к земле и её дарам. Под руководством Николая Андриякина они постоянно участвуют в выставках областной станции юного натуралиста и конференциях юных опытников сельского хозяйства.
    Школа является базовой школой Конаковского района. Благодаря этому в школе немало современного оборудования: интерактивные доски, лаборатории для кабинетов физики, химии, биологии. Есть даже Wi-Fi!
    Школа очень дорожит своими выпускниками, постоянно поддерживает с ними связь.
    В прошлом году был необычный выпускной вечер, на котором состоялась встреча поколений. Выпускников было всего трое, но к ним в гости приехали пятеро мужчин, окончивших это учебное заведение 50 лет назад. Это был настоящий праздник! Выпускники 2010 года и того времени читали друг другу стихи, звучали слова благодарности и напутствия молодому поколению.
    Есть у школы и выпускники, которыми можно гордиться. Это — Михаил Николаев, член Союза писателей России. Александр Чумаков, член-корреспондент РАН, вице-президент Российского зелёного креста. Юрий Иванов, разработчик космических двигателей. О них и многих других рассказывает стенд в коридоре школы.
    Пожалуй, единственная, но сильно ощутимая проблема у школы одна – подушевое финансирование. То есть финансирование идёт за каждого школьника, а их в поселке всё меньше и меньше. Сейчас в десяти классах учатся 154 человек. Денег школе катастрофически не хватает. Всё дело в том, что для посёлка городского типа норматив финансирования — городской, и в классе для нормального финансирования должно быть 25 человек против нынешних 15. Было бы Радченко селом, были бы другие стандарты.
    
    УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ
    Коллектив сейчас состоит из двадцати человек, десять из которых выпускники школы. Восемь из них имеют высшие категории, восемь – первую квалификационную категорию. Многие награждены почетными грамотами департамента образования Тверской области, Министерства образования РФ, пять человек носят звание «Почетный работник общего образования РФ». Коллектив постоянно участвует в областных и всероссийских профессиональных конкурсах. В 2010 году победителем районного конкурса «Учителем года» стала педагог Ольга Овчинникова.
    Обидно, что нет возможности стимулировать работников денежно. Особенно обидно это при ставке учителя в 5 400 рублей. Многим нужно буквально кланяться в ноги. Подушевое финансирование «душит» школу.
    За 52 года существования школы свои творческие пути прошли 78 учителей. Школа была стартовой площадкой для карьерного роста. Например, Валентин Кононов, директор школы с 1967 по 1976 год впоследствии стал заведующим гороно. Анатолий Павлов, директор с 1976 по 1978 год — заведующим облоно.
    Дети в посёлке очень талантливые и творческие, постоянно участвуют в районных, областных, всероссийских конкурсах. К сожалению, организаторы конкурсов иногда забывают отблагодарить детей за участие, награждая только тех, кто занимает призовые места. А ведь свою душу и талант вкладывают все дети. Очень любят театральные постановки. В 2010 году «Новогоднюю ёлку» они справляли на улице, в лесу — с музыкой, огнями, играми. По всему посёлку бродят «разбойники», «бабы Яги», «снегурочки»…
    У школьников самый высокий балл ЕГЭ в районе по географии и информатике. В этом году впервые среди школ округа были проведены всероссийские предметные олимпиады. И из 38 радченковцев было 17 победителей по различным предметам.
    При школе функционирует краеведческий музей, возглавляет который учитель истории Елена Клементьева. Уникальные экспонаты ютятся в небольшой комнатке и сменяют друг друга в порядке очереди. Некоторая часть музея — экспонаты разрушенного (единственного в мире!) музея торфяной промышленности. Это – великолепная живопись, действующие модели, срезы торфяных залежей, уникальные и интересные экспонаты.
    По окончании нашей приятной беседы директор школы Евгения Александровна заключила: «Наша школа — луч света в посёлке!»
    «Да, — подхватывает Лидия Викторовна, — школа — это особый мир, полный разнообразия».
    И недаром говорят, что человек, проработавший в школе более трёх лет, останется в ней на всю жизнь…

    Елена БУРМАГИНА

35 0
Лента новостей