На пороге меня встретили три женщины — приятные, интеллигентные и такие открытые и дружелюбные, что я, сидя за гостеприимно поданным чаем с печенюшками, порой забывала, где нахожусь. А находилась я в средней общеобразовательной школе посёлка Радченко и беседовала с директором школы Евгенией Паськовой, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Лидией Вдовиной и заместителем директора по воспитательной работе Светланой Лампе. А потом всю дорогу обратно в Тверь я по-доброму завидовала детям, которым посчастливилось учиться в этой школе. Потому что именно в провинциальных школах педагогический коллектив и учащиеся, видимо, в виду своей немногочисленности существуют как одна большая семья.
История школы началась с начальной школы, основанной в 1934 или 1935 году, сейчас уже точно неизвестно, а мои собеседницы шутят, мол, «какой юбилей ближе, тот год основания и выбираем». В годы Великой Отечественной войны занятия прерывались лишь на месяц, на период оккупации района фашистами. Продолжали своё образование дети в школе с. Городня, куда ходили пешком. «Шоссе было тогда уже в два раза. Машин почти не было. Летом народ, купающийся в Волге, выходил на дорогу и ложился на асфальт загорать», — вспоминают старожилы. После окончания войны для школы приспособили добротное деревянное здание, в котором раньше жили немецкие военнопленные. Они клали асфальт в посёлке, а дети их подкармливали. Несмотря на то что в войну было разрушено многое, ожесточённости у людей не было.
Постепенно трасса оживлялась, и ходить становилось опасно. Поэтому в посёлке решили построить общеобразовательную школу. Открылась она в 1958 году и стала одной из лучших в районе. Собрали лучших учителей, построили самый лучший в районе спортивный зал, во дворе школы организовали метеоплощадку.
ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ РАДЧЕНКО
В 60-е годы были заложены традиции школы, которые развиваются по сей день. Именно в эти годы здесь начали давать профессиональное образование. Школьники обучались на заводе опытных машин, в филиале ВНИИТП, зверосовхозе «Мелковский», многие, получив образование в Калинине, Москве, Ленинграде, возвращались в родной посёлок, создавая трудовые династии.
Посёлок Радченко, основанный в 1927 году, известен как научно-исследовательский центр торфяной промышленности. Его расцвет пришёлся на 60-80-е годы прошлого века. В то время жителей поселка отличал высокий образовательный уровень. В Радченко проходили международные симпозиумы! А завод опытных машин изготавливал образцы торфяных машин для девяти стран мира.
НАСТОЯЩЕЕ ШКОЛЫ
На сегодняшний день в школе выстроилась и развивается система воспитательной работы, состоящая из четырёх основных компонентов.
Первое и основополагающее – патриотическое воспитание. Второе — экологическое образование, также не менее важный и актуальный аспект обучения. Третье — художественно-эстетическое, без которого невозможно вырастить полноценную личность, и здесь это поняли. И четвертое, не менее значимое направление – спортивно- оздоровительное.
Воспитанию в гражданине патриота здесь вообще отводится особая роль. Радченковцы изучают историю России, тверского края, посёлка, историю своей родной школы. В 2010 году большинство мероприятий было посвящено 65-летию Победы. Например, конференция «Знаменитые люди Тверской области», устный журнал «Тверской край в годы Великой Отечественной войны», встречи с ветеранами. Особое внимание уделяется, конечно, ветеранам. Лидия Викторовна сокрушается, как редеют ряды героев. Но и для тех, кто приходит на встречи, делается всё возможное. И тогда глаза стариков горят…
Хорошо развита в школе система дополнительного образования, так называемые «кружки», которыми охвачены 86% учащихся – это внушительная цифра. Однако в последние годы из-за нехватки средств ставки педагогов дополнительного образования урезали и, соответственно, уменьшили количество кружков. Тем не менее, как говорится, если людям что-то не хватает, они берут это сами. Появляются энтузиасты, которые своими силами организуют детям досуг. Например, Василий Андреев занимается с ребятами футболом. Алексей Овчинников готовит чемпионов по вольной борьбе. Талантливый педагог воспитал уже трёх кандидатов в мастера спорта. Бывший ученик школы, тренер школы олимпийского резерва Михаил Суровцев создал секцию гребли на байдарках и каноэ. Ребята из стрелкового кружка под руководством учителя школы Николая Андриякина постоянно побеждают в районных соревнованиях.
При школе имеется большой учебно-опытный участок, основанный учителем биологии Иваном Тебякиным. Ученики выращивают овощи, есть теплица, снабжающая население посёлка и других населённых пунктов высококачественной, экологически чистой продукцией. На участке ребята познают основы агротехники, овощеведения. Такие люди вырастут с любовью и уважением к земле и её дарам. Под руководством Николая Андриякина они постоянно участвуют в выставках областной станции юного натуралиста и конференциях юных опытников сельского хозяйства.
Школа является базовой школой Конаковского района. Благодаря этому в школе немало современного оборудования: интерактивные доски, лаборатории для кабинетов физики, химии, биологии. Есть даже Wi-Fi!
Школа очень дорожит своими выпускниками, постоянно поддерживает с ними связь.
В прошлом году был необычный выпускной вечер, на котором состоялась встреча поколений. Выпускников было всего трое, но к ним в гости приехали пятеро мужчин, окончивших это учебное заведение 50 лет назад. Это был настоящий праздник! Выпускники 2010 года и того времени читали друг другу стихи, звучали слова благодарности и напутствия молодому поколению.
Есть у школы и выпускники, которыми можно гордиться. Это — Михаил Николаев, член Союза писателей России. Александр Чумаков, член-корреспондент РАН, вице-президент Российского зелёного креста. Юрий Иванов, разработчик космических двигателей. О них и многих других рассказывает стенд в коридоре школы.
Пожалуй, единственная, но сильно ощутимая проблема у школы одна – подушевое финансирование. То есть финансирование идёт за каждого школьника, а их в поселке всё меньше и меньше. Сейчас в десяти классах учатся 154 человек. Денег школе катастрофически не хватает. Всё дело в том, что для посёлка городского типа норматив финансирования — городской, и в классе для нормального финансирования должно быть 25 человек против нынешних 15. Было бы Радченко селом, были бы другие стандарты.
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ
Коллектив сейчас состоит из двадцати человек, десять из которых выпускники школы. Восемь из них имеют высшие категории, восемь – первую квалификационную категорию. Многие награждены почетными грамотами департамента образования Тверской области, Министерства образования РФ, пять человек носят звание «Почетный работник общего образования РФ». Коллектив постоянно участвует в областных и всероссийских профессиональных конкурсах. В 2010 году победителем районного конкурса «Учителем года» стала педагог Ольга Овчинникова.
Обидно, что нет возможности стимулировать работников денежно. Особенно обидно это при ставке учителя в 5 400 рублей. Многим нужно буквально кланяться в ноги. Подушевое финансирование «душит» школу.
За 52 года существования школы свои творческие пути прошли 78 учителей. Школа была стартовой площадкой для карьерного роста. Например, Валентин Кононов, директор школы с 1967 по 1976 год впоследствии стал заведующим гороно. Анатолий Павлов, директор с 1976 по 1978 год — заведующим облоно.
Дети в посёлке очень талантливые и творческие, постоянно участвуют в районных, областных, всероссийских конкурсах. К сожалению, организаторы конкурсов иногда забывают отблагодарить детей за участие, награждая только тех, кто занимает призовые места. А ведь свою душу и талант вкладывают все дети. Очень любят театральные постановки. В 2010 году «Новогоднюю ёлку» они справляли на улице, в лесу — с музыкой, огнями, играми. По всему посёлку бродят «разбойники», «бабы Яги», «снегурочки»…
У школьников самый высокий балл ЕГЭ в районе по географии и информатике. В этом году впервые среди школ округа были проведены всероссийские предметные олимпиады. И из 38 радченковцев было 17 победителей по различным предметам.
При школе функционирует краеведческий музей, возглавляет который учитель истории Елена Клементьева. Уникальные экспонаты ютятся в небольшой комнатке и сменяют друг друга в порядке очереди. Некоторая часть музея — экспонаты разрушенного (единственного в мире!) музея торфяной промышленности. Это – великолепная живопись, действующие модели, срезы торфяных залежей, уникальные и интересные экспонаты.
По окончании нашей приятной беседы директор школы Евгения Александровна заключила: «Наша школа — луч света в посёлке!»
«Да, — подхватывает Лидия Викторовна, — школа — это особый мир, полный разнообразия».
И недаром говорят, что человек, проработавший в школе более трёх лет, останется в ней на всю жизнь…
Елена БУРМАГИНА