В конце 2010 года в одном из издательств Верхневолжья вышла в свет седьмая книга сказок тверской писательницы и журналиста Нины Метлиной «Волшебный мешочек гномов». Прекрасно иллюстрированная, богато изданная детская книга, несомненно, может претендовать на звание одного из самых интересных литературных изданий минувшего года.
ИНЦИДЕНТ С СОЮЗОМ ПИСАТЕЛЕЙ
Признаюсь честно, интерес к литературному творчеству сказочницы
Н. Метлиной у меня появился после весьма неоднозначных событий, произошедших на очередном собрании Тверского отделения Союза писателей России. Три довольно известных тверских литератора, среди которых никто иной, как прозаик Владимир Исаков, возглавлявший долгие годы газету «Тверские ведомости», и профессор Вячеслав Воробьёв, дали рекомендацию Нине Метлиной для вступления в союз.
Заручилась она поддержкой и писателя Евгения Борисова, который более двадцати лет стоял у руля Тверской писательской организации. Неожиданно для всех решила публично выступить известная и уважаемая мною сказочница Гайда Лагздынь, которая, мягко говоря, нелицеприятно высказалась в адрес нового кандидата в Союз писателей. Гайда Рейнгольдовна с присущей ей эмоциональностью обвинила свою коллегу в плагиате (якобы у Метлиной встречаются похожие персонажи) и отсутствии «научно-популярных основ» в её сказочных сюжетах. Поэтому произведения автора, по мнению почтенной критикессы, кажутся «странными» и «вводящими в заблуждение читателей».
В итоге истинную причину своего недовольства мастер детской литературы Г.Р. Лагздынь озвучила весьма прямолинейно — она возмущена, что сказки
Н. Метлиной издаются на деньги «богатеньких предпринимателей-нефтянников», а ей самой, ветерану писательского цеха, приходится кровью и потом добывать финансы для публикации антологий и хрестоматий по два килограмма весом каждая. Как бы карикатурно ни выглядело выступление титулованной и заслуженной Гайды Рейнгольдовны, но в этот вечер Н. Метлину в Союз писателей не пустили — голосующие члены решили не спорить со звездой детской литературы.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ
Произведения Нины Метлиной мне откровенно понравились. Они как минимум интересны и неоднообразны. Простой, понятный и грамотный со стилистической и орфографической точки зрения повествовательный язык, наверное, — главная заслуга автора. Увы, но современные детские книги изобилуют совершенно невыговариваемыми именами героев, сложным, подчас совсем недетским стилем изложения, переполненным иностранными словами и сленговыми выражениями. Этого у Метлиной я не встретил, поэтому, думается, и юный читатель может с легкостью прочесть и, главное, понять историю, предложенную тверской сказочницей.
Сюжеты произведений также мне кажутся доступными и понятными. В них есть главное — лёгкая интрига, красивое волшебство, таинственность, традиционная борьба добра и зла, в которой всегда побеждает первое.
Есть в книгах Н. Метлиной два отличительных момента, делающих эти издания по-своему уникальными. Во-первых, прекрасное иллюстративное оформление, выполненное тверскими талантливыми и профессиональными художниками-иконописцами Лилией Титовой и Игорем Жарковым и преподнесённое маленьким любителям сказок последним словом полиграфии. Право слово, на тверской земле это такая редкость! Книги эти приятно держать в руках и с любопытством разглядывать цветные картинки любому взрослому. Что уж о детях-то говорить? Во-вторых, все произведения Нины органично украшены стихотворными фрагментами, автором которых является её супруг Вячеслав Метлин.
ПЛАГИАТ ПЛАГИАТУ РОЗНЬ?
Однако вернёмся к претензиям уважаемой Гайды Лагздынь, которая, напомню, утверждает, что персоне Нины Метлиной присуще явление плагиата. Смысл этого нешуточного обвинения в том, что героями обсуждаемых сказок являются персонажи, уже встречавшиеся ранее в детской литературе, в том числе и в хрестоматийных произведениях самой Гайды Рейнгольдовны. Простите великодушно, но логики я в этих словах никак не могу понять. Что — если уважаемая
Г. Лагздынь расписала в качестве своего героя дельфина, то все остальные не имеют права этого делать? Ерунда!
Получается, теперь ни медведей, ни зайцев, ни котов с лисицами в сказках нельзя описывать только потому, что о них уже кто-то рассказывал раньше? Страшно подумать, если бы мне вступила в голову мысль заняться написанием сказок — пришлось бы выискивать в качестве персонажей каких-нибудь особых представителей фауны? Представьте себе — бородавчатая агама Глаша, ошейниковая игуана Маша, пятнистый древолаз Аркадий и аннамский палочник Фёдор отважно спасают красноухую черепаху Тамару от злостного ядовитого геккона Эммануила…
Бр-р-р… Даже за детей страшно…
Что касаемо отсутствия «научно-популярных основ» в произведениях Нины Метлиной, то здесь я тоже могу поспорить. Дельфины тут по небу не летают, золотые рыбки хвосты не откидывают, а гномы шкурку по зиме не меняют. Да и вообще — обязательно ли в сказках мучить детей изысканными нравоучениями о явлениях природы и особенностях обитателей подводного мира? Главное, чтобы ляпов не проскочило и чтобы ребенок не принял за чистую монету, что какая-нибудь белохвостая белка, к примеру, желает вступить в законный брак с мексиканским буйволом. Извините, но зачем гномам Нины Метлиной размышлять по поводу того, что такое канифоль и сургуч, как это делают (причем органично и уместно) герои одного из рассказов Г. Лагздынь? Вся суть-то, по-моему, в оригинальном сюжете, какой-то интриге, заманчивой истории и добродушных героях. А этого у Нины Олеговны — хоть отбавляй! Как бы ни был велик и талантлив Самуил Маршак, верхом глупости было бы сравнивать его с таким же гениальным Корнеем Чуковским. Писатели не соперничали, а дружили. Читателей хватит на всех.
ДЕТСКИЕ СКАЗКИ — ДЕТСКИМ ДОМАМ
Откровенно говоря, я по-хорошему завидую Нине Метлиной, что она умеет найти нужных людей, которые увлеченно помогают ей в издании, мягко говоря, недешевых сказочных книг. Это тоже талант! Убедить обеспеченного бизнесмена пожертвовать кругленькую сумму на издание иллюстрированной книги сказок — по сегодняшним меркам почти фантастическое событие. При этом сама автор приключенческих историй о дельфинах, гномах и медвежатах денег на своих произведениях не зарабатывает — она их попросту не продает. Весь тираж сказок
Н. Метлиной традиционно передаётся в дар библиотекам, школам и детским домам. Шутка ли, но книгу «Новые приключения дельфина Диня» получили воспитанники тридцати трёх детских домов Тверской губернии. Это не говоря уже о детских библиотеках и школьных учреждениях. Прекрасно, когда детские произведения попадают в руки своих читателей и почитателей в таком количестве и совершенно бесплатно. И детишкам радость, и автору известность и популярность — оригинальный и талантливый маркетинговый ход. При этом хрестоматийные антологии некоторых детских писателей можно приобрести, исключительно потратив не одну сотню честно заработанных целковых…
НУ И КТО В ПРОИГРЫШЕ?
В заключение, констатируя итог скандальной истории, описанной мною в самом начале этой статьи, хочется спросить — кто проиграл оттого, что сказочница Нина Метлина не стала членом Союза писателей России? Сама Нина Олеговна? Не уверен! Обидно, конечно, неприятно и даже, наверное, гадко на душе оттого, что тебя так вот, прилюдно, лицом по тёрке провели. Но это не повод, чтобы бросить писать сказки, красиво иллюстрировать их, богато издавать и дарить тысячам детишек Верхневолжья. Нина, как мне известно, полна идей и творческих задумок, активно пишет и ещё более активно издаётся. А об инциденте с «нерушимым» Союзом писателей и писательниц даже вспоминать не хочет. Проехали…
Так если не Н. Метлина в проигрыше, тогда, может, сам союз? На мой взгляд, в этом есть доля истины. Ни для кого не секрет, что Тверское отделение СП РФ, мягко говоря, стареет. Естественный отток действительно ценных писательских кадров, увы, не может конкурировать с приёмом кого-то достойного, деятельного, неравнодушного к делам литературным в Тверской губернии. Само руководство организации со страниц местной прессы буквально кричит о том, что ему нужны активные, талантливые, деятельные люди, готовые что-то сделать для разрешения непростой ситуации с литературным движением в регионе. И при этом, с огромным трудом собравшись вместе, эти же члены того же союза буквально палкой отбиваются от тех, кто хотел бы и смог бы реально чем-то помочь общему делу. Ну что же, как говорится, флаг в руки, свисток в зубы и барабан на шею!..
Максим СТРАХОВ, член Союза профессиональных литераторов РФ, лауреат литературной премии им. М.А. Булгакова