29 марта главам муниципальных образований и городских округов за подписью первого заместителя председателя правительства Тверской области Сергея Дудукина был разослан циркуляр с требованием подготовки предложений по оптимизации расходов местных бюджетов
Суть предлагаемой оптимизации:
1) сокращение администраций городских поселений, являющихся административными центрами районов, и передача их полномочий (а также доходов поселения) на уровень муниципального района;
2) объединение малочисленных сельских поселений, входящих в состав муниципального района;
3) оптимизация численности муниципальных служащих в администрациях городских округов и муниципальных районов.
Комментирует данный циркуляр юрист НП «Агентство регионального развития» Валерий Глебов:
– В письме указано, что по итогам 2011 года общая сумма расходов на выплату заработной платы (и начислений на нее) муниципальным служащим и выборным должностным лицам городских и сельских поселений составила свыше 519 млн рублей. У значительной части поселений (в первую очередь сельских) расходы на зарплату превышают 50% от суммарного объема расходов бюджета. К письму приложены алгоритмы преобразования муниципальных образований и передачи полномочий поселения муниципальному району. Преобразования планируется завершить в ноябре текущего года.
Предложения от глав поселений должны были быть представлены в правительство области 30 марта. Упомянутый циркуляр и спешка в разработке мер оптимизации расходов вызваны, видимо, недавними публикациями в федеральных СМИ статистических данных по расходам на зарплату региональных и местных чиновников, где Тверская область оказалась в явных лидерах, и желанием руководства области поскорее отчитаться перед Москвой о принятых мерах.
Попытаемся разобраться, что же происходит с расходами на зарплату чиновников на самом деле. Численность областных чиновников на 31 декабря 2011 года составляла 2025 человек при укомплектованности должностей на 88,1%, местных чиновников – 4775 человек при укомплектованности на 93,9%. Если заполнить все вакантные должности, замещаемые областными чиновниками, то выйдем на примерную численность областной администрации при губернаторе Зеленине. Приведенные цифры говорят о том, что существенного сокращения должностей государственной службы в результате реформирования администрации области не произошло.
Среднемесячная зарплата областных чиновников на 31 декабря 2011 г. составляла 34606 руб., с сентября 2011 г. она выросла примерно на 1500 руб. Среднемесячная зарплата муниципальных служащих на ту же дату составляла 27708 руб., с сентября она подросла примерно на 900 руб. К слову, среднемесячная зарплата областных чиновников на 57% выше зарплаты федеральных чиновников, работающих в территориальных органах исполнительной власти.
К сожалению, мы не располагаем данными по среднемесячной зарплате глав сельских поселений, но думаем, что она существенно ниже приведенных выше показателей. Скорее всего, она приближается к 19112 руб. среднемесячной заработной платы в целом по экономике области.
На содержание всех областных чиновников, включая губернатора и депутатов Законодательного собрания, в 2012 году запланировано израсходовать 686,6 млн руб. Для сравнения: на всех местных чиновников, а их 4775 человек, или в 2,3 раза больше чем областных, – в 2011 году было потрачено 519 млн руб. Видно, что расходы на одного областного чиновника в три раза превышают расходы на чиновника муниципального уровня.
По нашему мнению, разумное решение проблемы оптимизации расходов на содержание чиновников лежит на поверхности. Начинать нужно с «головы» по военному принципу «делай, как я».
Прежде всего сократить все вакантные должности в правительстве области, а затем довести общее количество областных чиновников хотя бы до уровня Рязанской или Ярославской областей, где таковых имеется 1559 и 1504 человек соответственно. Конечно же, необходимо навести порядок и на уровне муниципальных образований, для чего установить предельную численность местных чиновников на установленное количество жителей, пересмотреть порядок формирования фонда оплаты труда местных администраций, сделав упор на материальные поощрительные стимулы для муниципальных служащих.
По нашему мнению, разумна инициатива передачи полномочий администраций поселений, являющихся административными центрами районов, на уровень администраций районов с соответствующим бюджетным обеспечением. Однако приоритет здесь не в оптимизации расходов, хотя это тоже важно, а в повышении управляемости районным центром, исключении двоевластия и перемещения центра принятий важных решений к одному лицу.
Что касается преобразования муниципалитетов путем объединения поселений, то, по нашему мнению, эта инициатива не будет иметь успеха. Одной из основных целей реформы местного самоуправления 2003 года было приближение власти к населению за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации муниципальных образований низового уровня – сельских и городских поселений. Укрупнение сельских поселений за счет объединения нескольких поселений с учетом проблем связанности территорий приведет к дальнейшему их упадку и утрате населенных пунктов как административно-территориальных единиц. К таким реформам нужно подходить исключительно осторожно, инициатива преобразований должна исходить прежде всего от населения и органов местного самоуправления поселений.