В этом году известный тверской актер Тверского академического театра драмы, заслуженный артист РФ Георгий Николаевич Пономарев отмечает свой юбилей: 27 апреля ему исполняется 75 лет
В 2009-м актер отметил 50-летие творческой деятельности. За эти годы Георгием Николаевичем было сыграно огромное количество ролей. Но главной, судьбоносной стала роль Михаила Тверского в созданном им моноспектакле «Михаил Тверской», который идет на малой сцене драмтеатра вот уже 24 года. Тверская печать не раз уже писала об этой работе Пономарева. Сегодня вашему вниманию предлагается мнение известного московского литератора Ксении Мяло:
— На мой взгляд, Михаил Тверской относится к числу тех исторических лиц, персоналий, героев, подвиг которых и роль которых, и значение совершенного ими не поддается простому схватыванию, т.е. оно не может быть суммировано в некоем очевидном историческом факте. Но главное, на мой взгляд, в этой неочевидности. Да, в проигрыше на земном плане и не всеми воспринимаемом деянии на каком-то плане другом. Для меня в этом состоит какое-то абсолютное, исключительное значение этого образа, оно вписывается и в национальную традицию, очень мощную, сильную, трагическую, и в универсальную человеческую.
А суть состоит в том, что далеко не всегда самое великое деяние совершает тот, чье деяние увенчано очевидной, уже сейчас состоявшейся победой. Это великое деяние, мы его чтим и ему поклоняемся. Бывает, те, кто предуготавливает эту победу, не просто прокладывают путь, а буквально кладут душу свою, свою духовную энергию, они отдают туда грядущим поколениям, которые будут от этих накоплений, от этой духовной силы, отданной частично известными мучениками, героями, частично безвестными, но которые оттуда потом будут черпать ту силу, ту мощь, которая позволит им осуществить эту победу и на плане земном. Михаил Тверской для меня относится к тем незримым победителям. Но он, безусловно, один из первых в ряду готовивших победу на Куликовом поле.
Если же обращаться конкретно к автору книги «Отечестволюбец Михаил Тверской», к создателю спектакля, к режиссеру, единственному исполнителю, т.е. Георгию Николаевичу Пономареву, я считаю, то, что он сделал, не имеет аналогов, потому что он сумел перевести вот это житие, к которому испытываешь канонический трепет, далекое, не ощущаемое в человеческой плоти. А Михаил Тверской был как все, живой человек, страдал, боролся и грешил, как все люди грешат, и преодолевал свой грех. И вот это все удалось актеру сделать.
И в спектакле все это прозвучало на порядок сильнее, мощнее. Такого спектакля я не видела, считаю, что он, может быть, нечто исключительное в нашей театральной практике, и более того, не просто в театральной практике, а в самом подходе к истории, потому что эти 10 лет прошли под знаком такого всеобщего запанибратского, фамильярного, амикошонского обращения с историей. Каждый подходил и переписывал ее, как хотел.
То, что сделал Георгий Николаевич, чисто с психологической точки зрения, с точки зрения методов подхода к истории, – трепетное вопрошание и вслушивание в историю, в те голоса. Нужно на какое-то время нам замолчать и услышать, что там говорится, и попытаться это донести и это понять, и услышать эту глубину в присутствии и с участием тех лиц.
Безнадежность, когда Русь, в общем-то, попрана, порабощена, растерзана, когда она утрачивает представление о самой себе, о некоем своем небесном образе, о своем предназначении, является человек, который этому всему способен сказать нет. И это то, вокруг чего начинает собираться народная энергия, когда народ побежден, когда он признал себя побежденным. Пока он не признал себя побежденным, он не побежден на том, самом значимом плане – духовном.
И мне кажется, есть еще одна очень важная сторона в этом образе, и в спектакле это очень сильно прозвучало – это тот груз человеческих страданий, человеческих борений Михаила.
То, что в Твери сейчас это имя и этот образ зазвучали особенно, хочется надеяться, это будет иметь значение не только региональное и локальное, но и общенациональное. К сожалению, сейчас у нас в связи с какой-то общей прагматизацией и упадком это утрачивается. Вообще, шла кампания по развенчанию героизма, героики и героев. Нация, если с этого пути не сойдет, себя приведет в тупик.
Будем откровенны, образ Михаила Тверского не звучал на протяжении веков как общенациональный. Так сложилось, были причины, и мы о них говорили. А сейчас, мне кажется, настало время поднять его как общенационального героя. Поднять вопреки старым распрям и всем частностям. Мы сейчас в этом очень нуждаемся. Мы сейчас тоже побежденная страна, как нас называет Збигнев Бжезинский. И вот этот урок трагического мужества и неприятия поражения сейчас более всего необходим. Может, в этом тоже знак, что сейчас этот образ возвращается.
Ксения Григорьевна Мяло – известный историк, философ и публицист. Член Союза писателей России.
Автор книг «Под знаменем бунта» (1985), «Время выбора» (1990), «Крест над Россией» (журнал «Москва», август–декабрь , 1995), «Звезда волхвов» (2000), «Россия и последние войны ХХ века» (2002), «Между Западом и Востоком» (2003), а также большого числа статей по проблемам политики и культуры.
Лауреат премии журнала «Москва».