КТО ДАЛ ЗАКАЗ НА УНИЧТОЖЕНИЕ ТВЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ?
Губернатор Андрей Шевелёв пытается отобрать у бессменного руководителя и, по существу, создателя Тверской областной филармонии Владимира Боярского его детище
По некоторым данным, причиной этого является отказ заслуженного артиста участвовать в схемах отмывания бюджетных денег, которые новое руководство области осенью прошлого года предлагала осуществить многим руководителям учреждений культуры. По другим данным, это начало длинной операции, суть которой заключается в намерении некой финансовой группы приватизировать филармонию и областной драматический театр, который располагается рядом, и устроить в новом комплексе кабаре. Этот проект уже пытались осуществить при предыдущем губернаторе люди, близкие к областному Законодательному собранию.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА. КОСМИЧЕСКОЕ ЯЙЦО ВОЗВРАЩАЕТСЯ?
Много веков никому не приходило в голову, что объектом приватизации может стать городской водопровод. Или, допустим, драмтеатр. А сейчас – запросто.
Международная профессиональная выставка коммерческой недвижимости (МИПИМ) считается одним из самых престижных форумов в Европе. В 2009 году там заметно поубавилось участников – шикарные проекты были не в моде, кризис на дворе. Но Тверской области это не касается, мы тогда представили ряд настолько амбициозных проектов, что страдающая от кризиса Европа содрогнулась. Кроме пятизвездочного отеля в центре Грозного (Грозный-сити уже построен. – Прим. ред.), Россия удивила мир планами реконструкции драмтеатра в Твери.
Огромное здание в самом центре Твери объявлено аварийным, и вскоре после выставки в Каннах, 31 марта 2009 года, на заседании Законодательного собрания Тверской области была утверждена смета на то, чтобы превратить классический провинциальный драмтеатр в нечто сверхсовременное. Ну и сверхдорогое, разумеется. Утвержденная депутатами сумма – два с половиной миллиарда рублей (просили на миллиард больше, но ЗС нашло в себе мужество отказать). Это почти равно бюджету Твери.
Автор проекта – французский архитектор с мировым именем, Ксавье Фабр, руководивший реконструкцией Мариинского театра (как известно, эта реконструкция была одной из самых дорогих и долгих в отечественной истории).
Вместо привычного нам театра, куда много поколений тверитян ходили смотреть пьесы классического репертуара, был задуман культурно-развлекательно-торговый центр, рассчитанный на 2,4 тысячи посетителей. Помимо реставрации самого здания театра, который является архитектурным памятником XVIII века, будет якобы построен современный корпус – в виде яйца (модная сегодня архитектурная форма, видимо, символизирующая какую-то подсознательную сублимацию). Новый корпус полусферической формы соединится с драмтеатром пространством атриума. Там же будет освещаемый в ночное время панорамный бар. Из зала этого бара, остекленного с четырех сторон, откроется прекрасный вид на город, а в ночное время это освещенное изнутри помещение станет для города световым ориентиром, притягивающим внимание к зданию театра. Таким образом, помимо реконструкции самого театра, обновится весь квартал. Зал приемов, концертный зал, рестораны, бутики – все будет в новом дворце.
На время этого катаклизма труппу планировалось перевести в Дом союзов на ул. Вагжанова, и есть подозрения, что они там так и останутся. Параллельно такие слухи ходят среди актеров ТЮЗа. Возможно, в ДК профсоюзов переведут все культурные учреждения Твери, включая цирк? Да и после реализации этой затеи артистам придется искать себе другую работу – продавцов, официантов и артистов кабаре (тем, кто помоложе).
Источники финансирования довольно смутные, вроде как половину средств предоставляет инвестор, половину – Тверская область. Но инвестору этому надо будет их вернуть. Это смутило в свое время губернатора Зеленина, отказавшегося от проекта строительства «космического яйца».
Скорее всего, именно этот – уже однажды отвергнутый – проект всплыл в головах «рязанской команды», которая теперь называется областным правительством. Похоже, в центре – губернатор Тверской области, подполковник Андрей Шевелев. Помеха этому позиция Боярского, директора филармонии, которая в результате строительства «космического яйца» будет уничтожена. Поэтому Шевелеву надо его убрать.
УВОЛЬНЕНИЕ С НАРУШЕНИЯМИ
Начало конфликта датируется 29 декабря 2011 года, когда на свет появилось распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области об отстранении Владимира Боярского от должности. (Почему именно это ведомство призвано теперь решать кадровые вопросы в учреждениях культуры, для меня остается большой загадкой, но с чиновничьим уставом не поспоришь.) Суть его сводилась к тому, что с 30 декабря 2011 года контракт с Боярским В.Е. расторгается, так как в это и другие ведомства неоднократно поступали письма от его непосредственных подчиненных, свидетельствующие о серьезных проблемах в отношениях между коллективом и руководителем филармонии.
Письма действительно были, и те люди, которые позже разделили должность Боярского на две составляющие: директора и художественного руководителя, а затем и заняли эти посты, – обвиняли своего шефа в авторитарном стиле руководства, грубости, недопустимом вмешательстве в репертуарную политику двух ведущих коллективов филармонии: камерного оркестра «Российская камерата» и камерного хора «Русский партес». Не обошлось, как водится, и без намеков о финансовых злоупотреблениях со стороны директора. Что в них правда, а что художественный вымысел (на юридическом языке просто клевета), предстоит разобраться членам комиссии, которая будет эти факты проверять. Но, судя по всему, несмотря на строгие окрики и приказы от первого заместителя губернатора Сергея Дудукина, следователи «накопать» ничего не могут.
Но здесь возникает закономерный вопрос: почему Боярского увольняют еще до выводов комиссии, причем в тот момент, когда он находится на больничном? Интересно, когда чиновники, подписывающие свое распоряжение, в последний раз заглядывали в Трудовой кодекс? Очевидно, только после того, как им разъяснили, что больного, временно нетрудоспособного человека закон запрещает увольнять. И тогда на свет появляется приказ все того же министерства от 2 февраля 2012 года, вносящий в первое распоряжение от 29 декабря 2011 года изменения, согласно которым первым днем увольнения директора филармонии следует считать дату его выхода с больничного. Что также противоречит действующему трудовому законодательству.
КОТ ИЗ ДОМА, МЫШИ В ПЛЯС
Что же происходит в филармонии, пока ее бывший, формально отстраненный от должности директор хватается за сердце и направляет в суд исковое заявление о восстановлении его на работе, а в промежутках предпринимает попытки хотя бы просто войти в свой кабинет?
8 февраля 2012 года появляется еще один приказ, согласно которому Боярского запрещено допускать к исполнению должностных обязанностей на период временной нетрудоспособности. (Очередной чиновничий бред: а после выздоровления уволенного, значит, можно?) Временно исполняющим обязанности директора и худрука филармонии назначается Андрей Кружков. Тот самый главный дирижер камерного оркестра «Российская камерата» и камерного хора «Русский партес», подпись которого в числе первых стоит в письмах, обличающих стиль руководства Боярского. Именно он в конце февраля принимает из рук губернатора Тверской области Андрея Шевелева благодарность Президента Российской Федерации за заслуги Тверской академической областной филармонии в развитии музыкального искусства. Хотя по всем законам совести ее должен был получать Владимир Боярский, заслуживший это право многими годами служения этому самому искусству и превративший тверскую филармонию в главный музыкальный храм нашей области. Но его на торжество в честь вручения этой награды даже не пригласили. Андрей Кружков, вероятно, даже не подозревал, что он всего лишь «болванчик» в игре больших денег, результатом которой будет, в случае проигрыша Боярского, разгон их коллектива и увольнение всех артистов.
Тем временем в филармонии кипит работа над изменениями в устав, которые кладут конец единоначалию в ее руководстве и вводят две должности: директора и художественного руководителя. Их соответственно занимают Татьяна Сальникова, ранее работавшая в должности директора Тверского областного учебно-методического центра учебных заведений культуры и искусства, и уже известный нашим читателям Андрей Кружков. После чего их имена в новой должности оперативно заносятся на официальный сайт филармонии, на котором теперь нет никакого упоминания о Владимире Ефимовиче Боярском и уж тем более о его заслугах на поприще музыкальной культуры. А он, напомним, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, человек, руководивший тверской филармонией более 25 лет! Разве он заслуживает такого к себе отношения?
СУД ВОССТАНОВИЛ, А ЧОП НЕ ВПУСТИЛ
4 апреля на заседании Центрального районного суда, где рассматривались исковые требования бывшего директора и художественного руководителя Тверской академической областной филармонии Владимира Боярского, было вынесено решение в пользу истца.
Суть претензий Боярского заключалась в следующем: он требовал восстановления его в прежней должности, признания незаконными приказы о своем увольнении и отмены последующих за этим кадровых назначений, а также компенсации морального вреда.
Главным ответчиком по этому гражданскому иску выступило Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, так как приказ об отстранении от должности Боярского был подписан заместителем руководителя этого ведомства Натальей Задорожной. Ответчиком по делу стал и областной комитет по делам культуры, откуда исходили приказы о новых кадровых назначениях, а в качестве третьих лиц были привлечены его назначенцы – Татьяна Сальникова и Андрей Кружков.
Выслушав доводы обеих сторон, судья Центрального суда г. Твери Наталья Булыгина приняла решение: исковые требования Владимира Боярского удовлетворить частично. Суд признал незаконными распоряжения руководителя регионального министерства имущественных и земельных отношений об увольнении Владимира Боярского с должности директора и художественного руководителя филармонии. И постановил взыскать с министерства в пользу истца компенсацию нанесенного тому морального вреда, оценив его в размере 25 тыс. рублей. Таким образом, Владимир Боярский был восстановлен в прежней должности с 30 декабря 2011 года.
Что же касается преемников Владимира Боярского, то приказы о назначении новым директором филармонии Татьяны Сальниковой, а художественным руководителем – Андрея Кружкова суд оставил в силе, предоставив возможность скорректировать сложившуюся ситуацию тем, кто ее смоделировал.
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но, несмотря на то что решение суда в части восстановления Боярского на работе подлежало немедленному исполнению, на следующий день, то есть 5 апреля, Владимира Ефимовича вновь не пустили на его рабочее место. Сотрудник ЧОП, преградивший ему дорогу в директорский кабинет, счел, что полученные от его непосредственного начальства распоряжения на этот счет важнее, чем решение суда. И предъявил очередной странный документ, удостоверяющий, что согласно новому штатному расписанию той должности, в которой Боярского восстановил суд, больше нет.
Пришлось Владимиру Боярскому прибегнуть к помощи судебных приставов, которые и помогли ему попасть в собственный кабинет. Но, даже не дожидаясь этого долгожданного момента, Владимир Ефимович, прямо на ступеньках, ведущих в филармонию, подписал приказ об увольнении Андрея Кружкова и Татьяны Сальниковой. Признал новый устав о разделении должностей недействительным, а себя отправил в отпуск, передав руководящие полномочия на время своего отсутствия дочери Ольге Боярской, занимающей должность заместителя директора филармонии.
Несмотря на такой, казалось бы, хэппи-энд, в деле Боярского точку ставить рано, скорее – многоточие. Во-первых, решение суда Центрального района г. Твери о его восстановлении на работу в прежней должности может быть обжаловано в месячный срок в Тверском областном суде. Во-вторых, Татьяна Сальникова находится в декретном отпуске, поэтому вправе оспорить свое увольнении, руководствуясь все тем же Трудовым кодексом, который в свое время проигнорировали, отстраняя от должности Боярского. Да и сам Владимир Ефимович признает, что на него оказывается колоссальное давление, и не исключает возбуждения в отношении него уголовного дела. Так что борьба будет продолжена, но будет ли в ней победитель?
Ситуацию комментирует юрист НП «Агентство регионального развития» Валерий Глебов:
Решение суда о восстановлении Боярского В.Е. на работе, безусловно, является законным и обоснованным, поскольку в соответствии со ст. 81 Трудового кодекса РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. В соответствии со ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению. Согласно ст. 13 Гражданского процессуального кодекса вступившие в законную силу судебные решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду, воспрепятствование исполнению судебного решения влекут за собой ответственность, предусмотренную законом, в том числе и уголовную. К сожалению, в последнее время пренебрежение к закону, к решениям судебной власти становится в Тверской области традицией. Не исполняет решение суда Тверская городская дума, в случае с Боярским В.Е. пытались препятствовать исполнению решения суда чиновники правительства Тверской области. Плохой пример для жителей области.
Светлана АВДЕЕВА