«Парашют» Андрея Шевелёва

10.04.2012, 11:25

Новый губернатор Тверской области Андрей Шевелёв, присланный нам из Рязани, как парашютист-любитель, которого выбросили из самолета без опытного инструктора. Засмотрелся, бедолага, на птичек, да и запутался в стропах, кольцо дернуть не может (да и времени уже нет), а земля и большой громкий «плюх» все ближе

Но это все поэзия. Свободное парение с неминуемой жесткой посадкой – это то, что сегодня происходит в экономике Тверского региона. И это уже не эмоции тех, кому так сильно не нравится губернатор Шевелёв, который привез из Рязани чиновников почти на все существующие в регионе должности, а вполне конкретные цифры. Шевелёв за неполный год своего правления умудрился сделать почти всех жителей Тверской области беднее, развалить механизм управления регионом, разрушить бюджет и инвестиционную репутацию региона. Он и его команда из Рязани остановили развитие экономики по всем направлениям.

Недели не проходит, чтобы Тверскую область – под началом Шевелёва – в очередной раз не макнули лицом в термин «аутсайдер». Так, Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s в начале апреля 2012 года пересмотрело прогноз по кредитным рейтингам Тверской области со стабильного на негативный. «Пересмотр прогноза по рейтингам отражает наше мнение о том, что финансовые показатели области, вероятнее всего, будут ниже, а расходы на обслуживание и погашение долга выше, чем мы ожидали ранее, что может обусловить ухудшение показателей ликвидности области и повышение рисков рефинансирования», – сообщает S&P.

Для справки: Standard & Poor’s (S&P) – дочерняя компания корпорации McGraw Hill, занимающаяся аналитическими исследованиями финансового рынка. Компания принадлежит к тройке самых влиятельных международных рейтинговых агентств.

Но и российские ведомства, в чьем ведении считать и подсчитывать, дают по Тверскому региону отнюдь не радужные результаты. Примечательно, что индекс падения области прослеживается практически по всем отраслям жизнедеятельности.

 

ЧТО ВЫБРАТЬ: КУСОК МЯСА ИЛИ САПОГИ?

Так, Министерство экономического развития и торговли РФ, проанализировав цены на социально значимые продовольственные товары (мясо, молоко и куриные яйца), пришло к выводу, что в Твери, после того как ей стал управлять Шевелёв, самые высокие цены на эти продукты: например, стоимость килограмма говядины в Верхневолжье достигает 400 рублей, в Нижнем Поволжье говяжью вырезку можно приобрести по цене 250 рублей. Разница разительная и объясняется отсутствием компетентного руководства со стороны регионального правительства.

К примеру, по решению правительства Тверской области величина прожиточного минимума для трудоспособного населения установлена в размере 6334,74 руб. в месяц, для пенсионеров – 4725,43 руб., питание детей областные Министры оценили по принципу золотой середины – 5721,75 руб. Невольно хочется пожелать: чтоб вы так ели!

Внимательный читатель заметит, что в прожиточный минимум входит (по идее) не только еда, но и так называемые непродовольственные товары. Одеться-обуться на вышеобозначенные суммы уже не получится как ни крути. Придется, как в армии, надеяться на то, что следующим распоряжением губернатор обяжет наряжаться в казенное, то есть бесплатное. Хотя вряд ли мы и этого дождемся от рязанской команды, которая уже привыкла жить с размахом, ни в чем себе не отказывая, за наш тверской счёт.

 

ПОЧЕМУ ШЕВЕЛЁВ ЛИШАЕТ ЛЮДЕЙ НАДЕЖДЫ?

Пару месяцев назад еженедельник «Караван+Я» уже публиковал рейтинг Минрегионразвития РФ по итогам подготовки регионов к отопительному сезону 2011–2012 годов. Уф, Тверская область не на последнем месте… На предпоследнем! Оставив позади себя лишь Еврейский АО. Такой результат обусловили невыполнение плановых заданий по предзимним работам, отсутствие материально-технических ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций на объектах ЖКХ и уровень аварийности как таковой.

Что же касается аварийного жилья, то по федеральной программе переселения мы до сих пор находились где-то в середине списка. На какой строчке окажемся теперь, остается только догадываться. Тверская область рассчитывала получить из Фонда реформирования ЖКХ 184 миллиона рублей, в результате не получила ни копейки. Фонд отказался финансировать Тверской регион, потому как не был выполнен ряд требований и составлены соответствующие документы. Команда рязанских чиновников банально забыла подать документы.

Кроме того, по нашим сведениям, в прошлом году по вине чиновников не были выполнены заявленные объемы переселения. Дело в том, что с приходом новой губернаторской команды Шевелёва было остановлено финансирование целого ряда программ. Пока принимали дела и искали, кто, что украл до них, и, видимо думали, как бы украсть самим, область осталась без денег на очень нужное дело. Живите, граждане в своем ветхом аварийном жилье как хотите.

 

ЗАТО ТОВАРИЩАМ ШЕВЕЛЁВА КОМФОРТНО И СЫТНО

По данным Росстата, в Тверской области в представительствах федеральных ведомств трудятся 4908 человек, при этом 2025 человек – работники органов исполнительной власти. По количеству чиновников и госслужащих разного ранга Тверская область занимает третье место среди субъектов Центрального федерального округа. Хоть в чем-то наш регион впереди!

Опережают нас лишь Москва (более 21 тысячи) и Московская область (более 7 тысяч человек). А теперь сравните: какая у них численность населения и какая у нас. Тверской мужик уже из последних сил кормит эту толпу чиновников, которые еще к тому же стали приезжать на кормление не только из Москвы и Подмосковья, но и массово поехали из Рязани.

 

В органах местного самоуправления нашего региона в прошлом году работали 4775 человек. Интересно, что Тверская область впереди не только по величине аппарата госслужащих, но и по размеру их заработной платы. По сведениям все того же Росстата, зарплата служащих в органах исполнительной власти Тверской области составила 34,696 тысячи рублей. Эта среднеарифметическая, к сведению, берется из сложения огромной (со всеми надбавками и премиями) зарплаты регионального министра и куда более скромной, допустим, мелкого чиновника из муниципального образования.

Напомним, что губернатор Андрей Шевелёв изначально продекларировал курс на сокращение чиновничьего аппарата, которого так и не случилось. В итоге все обернулось ну очень крутой прибавкой к зарплате собственному правительству. Следующим шагом было приобретение более шикарных служебных автомобилей – те, на которых ездили чиновники при бывшем губернаторе Зеленине, новую команду не устроили.

Далее последовали: отмена грантов некоммерческим организациям, СМИ – на социальную рекламу, попытка закрытия более 40 районных газет, практически отказ в финансировании музеев, планируемый роспуск сельсоветов – последних очагов жизни на селе.

 

ПОЧЕМУ ШЕВЕЛЁВ УНИЧТОЖАЕТ ТВЕРСКОЕ СЕЛО И ТВЕРСКУЮ НАУКУ?

Шевелёва и его команду назвала непрофессионалами даже Елена Скрынник, министр сельского хозяйства РФ. На одном из недавних сельскохозяйственных форумов она отметила, что тверское правительство не спешит принимать участие в федеральных программах, в результате чего село недополучает огромное число предназначающихся ему субсидий.

А вот дословная цитата директора департамента ИТ и связи правительства России Алексея Попова, рассказывающего о регионах, опаздывающих с подключением к электронному правительству: «В Тверской области уже менялись все ответственные, в том числе и за это направление, – говорит он. – Но закончить не могут, может быть, настало время опять менять ответственных. Может, кто-то из Москвы поедет заняться этим вопросом».

И это происходит в Твери, где работают сильнейшие военные НИИ в сфере программирования, например НПО «Центрпрограмм-систем». Мало того, именно в Тверской области 10 лет проходил форум «Информационное общество» – и еще несколько лет назад на нас равнялись другие регионы. Помнится, в Тверь приезжал министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Именно он тогда отметил наш регион как пионера и лидера по введению именно этого электронного правительства. Тогда нас приводили в пример всей стране. А теперь мы и здесь замыкаем список аутсайдеров. Это результат невежества самого губернатора Шевелева и его так называемого «правительства».

Рязанская команда сама ничего в деле информатизации не понимает, но и поручить это тверским ученым ей, судя по всему, не позволяет тотальная неприязнь ко всему тверскому. Грустно. Тверская область не участвует в федеральных программах, инвесторы к нам не бегут (скоро побегут отсюда), и непонятно, как дальше жить нашему дотационному региону.

Каждому десантнику известно: качество и безопасность прыжка зависят от того, как сложен парашют.  Господин десантник Шевелёв, тверской народ вам соломку не подстелет, мы слишком на вас обижены, наш кредит доверия к вам исчерпан. Может, вы уже сами, наконец, правильно сложите свой правительственный парашют?

 

СПРАВКА

Достижения губернатора Шевелёва языком цифр

За полгода губернаторства А.В. Шевелева в Тверской области закрылось около 4,5 тысяч предприятий. Вырос уровень безработицы, снизились реальные доходы населения.

Первым шагом после назначения летом 2011 года нового губернатора Андрея Шевелёва было внесение законопроекта о назначении себе денежного довольствия, которое в пять раз превышало зарплату предыдущего губернатора. Следующим шагом было приобретение более шикарного служебного автомобиля, чем у предыдущего главы региона. И дальнейшие шаги все были иррациональны и за пределами здравого смысла.

Первым публичным заявлением была попытка запретить проведение в регионе рок-фестиваля «Нашествие». После этого была отмена джазового фестиваля в связи с попыткой увольнения популярного артиста Владимира Боярского с должности директора филармонии. Затем последовали закрытие народного театра, отмена грантов некоммерческим организациям, СМИ – на социальную рекламу, попытка закрытия более 40 районных газет, практически отказ в финансировании региональных музеев и пр. За полгода произошел практический разгром тверской культуры. В результате это вызвало протест практически всех категорий граждан.

На апрель 2012 года деятельность Шевелёва отрицательно оценивает уже 61% населения, положительно – всего 13% процентов. Шевелёв начал модернизировать управление путем создания регионального правительства по образцу Рязанской области, откуда он прибыл. В результате были уволены многие профессионалы управленцы, а из Рязани завезены малоквалифицированные случайные люди. Система управления регионом была парализована. Остановились практически все процессы в сфере земельных отношений, инвестиций, что стало сказываться на поступлении налогов в бюджет. Возникли трудности с обслуживанием кредитов.

Итоги работы команды Шевелёва за полгода: как явствует из доклада Тверьстата, индекс промышленного производства составил 109,6% к уровню 2010 года, Тверская область занимает 6-е место в рейтинге регионов ЦФО. Лидирует там Калужская область.

Если по итогам первого полугодия 2011 года индекс производства по виду деятельности «промышленное производство» составлял 117% к уровню аналогичного периода 2010 года, то по итогам года он опустился до отметки в 110% к уровню предыдущего года. Напомним, что именно в конце первого полугодия произошла в Тверской области смена губернатора.

Наиболее заметна разница показателей двух полугодий в металлургии и производстве готовых металлических изделий – в первом полугодии индекс здесь составлял 155%, по итогам года – 134%, а также в производстве машин и оборудования – 143 и 105 процентов соответственно. Снижение на 38 % темпов роста машиностроения связано исключительно с параличом власти в регионе, возникшим после прихода Шевелёва. На 1 января 2012 года по сравнению с 01.01.2011 года число учтенных в статистическом регистре хозсубъектов всех видов деятельности – предприятий, организаций, их филиалов – уменьшилось с 42,3 тысячи на 10,7% и составило 37,8 тысячи единиц.

По существу, деятельность Шевелёва привела к закрытию 4,5 тысяч предприятий. Сокращение численности хозяйствующих субъектов затронуло все отрасли. Заметно меньше стало предприятий, представляющих кожевенное и обувное производство (81%), текстильное и швейное производство (89%), полиграфию (91%), строительную сферу (88%).

Обращает на себя внимание тот прискорбный факт, что прекратила свое существование каждая пятая фирма из сферы оптовой торговли и ремонта автотранспортных средств и бытовой техники. И это – под разговоры региональных и муниципальных властей о важности сохранения и развития сервисной инфраструктуры, сопровождаемые хором сетований жителей районов губернии по поводу невозможности на местах отремонтировать машину, починить забарахливший пылесос.

Но и из действующих предприятий далеко не все уверенно держатся на плаву, а многие из них постигла участь убыточных. В среднем по обрабатывающим производствам доля таких аутсайдеров составляет 35,2%, что на 5,2 процента выше, чем в 2010 году. Как ни удивительно, по итогам за январь–ноябрь 2011 года самая высокая доля убыточных предприятий зафиксирована в сфере производства и распределении энергии, газа и воды – 63,2%, притом что в 2010 г. она составляла 54,4%.

Те же, кто сегодня занят в региональной экономике (пока занят?), в массе своей получают весьма скромное вознаграждение за свой труд: в сельскохозяйственном производстве и лесном хозяйстве области средняя зарплата составила 10 446 руб., в производстве пищевых продуктов – 17 210 руб., в текстильном и швейном производстве – 9511 руб., в кожевенной и обувной промышленности – 9 763 руб., в деревообработке – 12 881 руб., в химическом производстве – 23 810 руб., в металлургии и производстве готовых металлоизделий – 16 165 руб., в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 16 974 руб…

Негусто, да? Особенно с учетом того, что стоимость фиксированного набора товаров у нас на конец 2011 года составляла 8 919 рублей. Это почти самый высокий показатель по ЦФО, дороже потребительская корзина стоит только в Москве, Московской и Воронежской областях. И это на фоне растущих зарплат областных чиновников и значительного роста зарплаты губернатора и его заместителей.

Численность областных чиновников на 31 декабря 2011 года составляла 2025 человек при укомплектованности должностей на 88,1%, местных чиновников – 4775 человек при укомплектованности на 93,9%. Если заполнить все вакантные должности, замещаемые областными чиновниками, то выйдем на примерную численность областной администрации при губернаторе Зеленине. Приведенные цифры говорят о том, что существенного сокращения должностей государственной службы в результате реформирования администрации области не произошло.

Среднемесячная зарплата областных чиновников на 31 декабря 2011 г. составляла 34606 руб., с сентября 2011 г. она выросла примерно на 1500 руб. Среднемесячная зарплата муниципальных служащих на ту же дату составляла 27708 руб., с сентября она подросла примерно на 900 руб. К слову, среднемесячная зарплата областных чиновников на 57% выше зарплаты федеральных чиновников, работающих в территориальных органах исполнительной власти. На содержание всех областных чиновников, включая губернатора и депутатов Законодательного собрания, в 2012 году запланировано израсходовать 686,6 млн руб. Для сравнения: на всех местных чиновников, а их 4775 человек, или в 2,3 раза больше чем областных, – в 2011 году было потрачено 519 млн руб. Видно, что расходы на одного областного чиновника в три раза превышают расходы на чиновника муниципального уровня.

Региону нужны инвестиции! Статистика в этом плане на первый взгляд обнадеживает: в 2011 году объем инвестиций увеличился до 84 млрд руб. Однако большая часть этих денег – инвестиции именно в строительство нового энергоблока КАЭС. Без «атомных средств» сумма была бы совсем мизерной. Ручное управление, когда преференции, положенные по законам, созданным еще при предыдущем губернаторе, необходимо «выпрашивать» при личных встречах с Шевелёвым, привели к конфликту с клубом иностранных инвертеров. Многие фирмы намереваются свернуть производство в Тверской области. Угрозы со стороны Шевелёва «разобраться с помощью силовых структур» только усиливают негативные настроения, приводящие к бегству с территории бизнеса. Это еще больше уменьшает поступления налогов, поступления денег на территорию, приводит к обнищанию населения и социальной напряженности.

Неквалифицированные действия команды Шевелёва ввергли Тверскую область в экономический коллапс. Слабость власти приводит к спонтанным политическим действиям: попытке снять большинство наиболее самостоятельных глав районов, прекращению по инициативе КПРФ контракта с главой администрации Твери Василия Толоко, угрозе роспуска тверской городской думы.

Это следствие слабой внутренней политики и падения авторитета губернатора в местных элитах. Крайне непопулярные в народе меры (закрытие ряда культурных объектов, сомнительная финансовая политика в отношении районов, когда пытаются всё централизовать на уровне регионального правительства, блокировка инвестиционных программ и так далее) приводят к тому, что регион отбрасывается в своем развитии на несколько десятилетий назад.

Как результат – «международное признание»: Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s в начале апреля 2012 года пересмотрело прогноз по кредитным рейтингам Тверской области со стабильного на негативный.

Марина ГАВРИШЕНКО

22 0
Лента новостей
Прокрутить вверх