«ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ»
Минул год с тех пор, как в Тверской области вопреки нашему собственному региональному законодательству фактически отсутствует уполномоченный по правам человека и, соответственно, не исполняются функции общественно-государственного контроля над исполнением важнейших конституционных норм по защите прав граждан.
Мы в полной мере отдаем себе отчет в том, что тверская общественность, как и подавляющее большинство жителей области, практически не заметила, что такой весьма важный институт правозащиты прекратил свою деятельность. Тот факт, что никто особенно не настаивает на его возобновлении, на наш взгляд, весьма красноречиво свидетельствует о том, что ныне действующий закон Тверской области «Об уполномоченном по правам человека Тверской области» оказался малоэффективным и деятельность созданного в соответствии с ним аппарата уполномоченного в 2008–2011 гг. практически дублировала работы иных приемных – депутатских, губернаторских, правительственных и т. д. Поэтому возобновлять его в прежнем виде значит понапрасну тратить средства областного бюджета.
Между тем необходимость в создании поста уполномоченного по правам человека, представляющего собой ключевую фигуру управления как моста между обществом, радеющем об укреплении и защите своих прав, и властными структурами, осуществляющими управление обществом, в нашей области очень велика.
Об этом достаточно подробно говорилось на экспертном совещании ученых и общественности, собравшемся по инициативе тверского «Мемориала» на факультете управления и социологии ТвГУ. Общее мнение участников совещания – социологов, политологов, представителей общественных организаций, – обобщенное в принятом по его итогам коммюнике, сводилось к необходимости принятия нового варианта областного закона «Об уполномоченном по правам человека», который, по общему мнению, должен, с одной стороны, стать средством «очеловечивания» власти, т. е. максимального приближения ее к человеку, а с другой – способствовать повышению качества управления регионом.
Новый вариант закона «Об УПЧ» должен, по нашему убеждению, стать предметом широкой общественной дискуссии. Тот же уровень обсуждения необходим при выдвижении кандидатов на пост УПЧ. Только человек, пользующейся реальной общественной поддержкой, сможет играть ту роль и исполнять те функции, в которых остро нуждается региональное сообщество.
В наиболее серьезных изменениях нуждаются статьи закона, устанавливающие порядок выдвижения кандидатов на пост УПЧ. Право выдвижения должно принадлежать не одному должностному лицу (губернатору), как в ныне действующем законе, а максимально широкому кругу общественных и политических организаций, а также депутатам разных уровней и депутатским фракциям.
Исходя из вышесказанного, процесс назначения на пост УПЧ Тверской области должен протекать при преобладающем влиянии общественных структур. Только при этом условии ответственность УПЧ перед обществом и органами власти, утверждающими его назначение, будет соответствовать его роли.
Мы призываем губернатора и депутатов Законодательного собрания Тверской области внять голосу общественности и отказаться от практики фактического назначения уполномоченного по правам человека.
Принято 4 апреля 2012 года
Совет тверского отделения Российского и Международного историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал»