Ситуация, сложившаяся на одном из крупнейших полиграфических предприятий страны, – Тверском полиграфкомбинате детской литературы, достаточно типична для нашего времени. Попробуем разобраться в причинах борьбы за свои права тверских полиграфистов с московскими государственными управленцами. История эта длится уже не один год
ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА
Тверской полиграфкомбинат детской литературы, построенный в столице Верхневолжья в 1965 году, на протяжении многих лет входил в тройку лидеров по выпуску книг в России и сумел занять свое достойное место в отечественной полиграфии. В 1972 г. комбинату присвоено звание «Имени 50-летия СССР», а в 1976-м он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 2008 г., в период мирового экономического кризиса, это предприятие было награждено медалью и свидетельством о присвоении почетного звания «Компания года Тверской области» в номинации «Налоговый олимп». То есть оно было признано одним из крупнейших налогоплательщиков нашего региона.
Перемены в жизни коллектива – увы, далеко не к лучшему – начались после того, как в 2010 году распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом было принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа предприятия управляющей организации ОАО «Издательство «Высшая школа». Именно тогда был создан издательско-образовательный холдинг, в который вошли такие издательства, как «Просвещение», «ДЕТГИЗ» и пять полиграфических предприятий, в том числе и Тверской полиграфический комбинат детской литературы. И если раньше у предприятия была одна голова – директор, то теперь появилась настоящая многоголовая гидра. Причем каждая отдельная голова имееет местом своей прописки разные города: Тверь, Москву, Санкт-Петербург…
На комбинате они, то есть головы, бывают наездами, так как принадлежат пяти (!) топ-менеджерам-многостаночникам, имеющим свои коммерческие интересы и в ряде других компаний. Зарплата каждого из них перевалила уже за 100 тыс. рублей, тогда как у тех, кто своим трудом обеспечивает выполнение поступающих на комбинат заказов, заработки стали падать.
«ОТСТУПАТЬ, ЗАЩИЩАЯ СВОИ ИНТЕРЕСЫ, МЫ НЕ НАМЕРЕНЫ»
Эти слова, отражающие настрой большей части коллектива, часто повторяет председатель первичной профсоюзной организации ОАО «Полиграфкомбинат детской литературы» Александр Хромов, подхвативший знамя борьбы за права трудового коллектива у двух своих предшественников на этом посту.
На комбинате, где начинал водителем, он работает с 1997 года. Затем стал высококвалифицированным полиграфистом, но даже после окончания Московского государственного университета печати быть руководителем среднего звена не захотел, потому что в этом случае терял почти половину своего заработка. Однако полученный диплом юриста позволил Александру Хромову оценить сложившуюся на комбинате обстановку с точки зрения закона и принять решение о переходе на профсоюзную работу.
Александр Хромов:
– После того как мы вошли в холдинг и получили в качестве коллективного начальства управляющую компанию ОАО «Издательство «Высшая школа» во главе с Леонидом Алексеевым, проблемы комбината были пущены на самотек, а решения по спорным финансовым вопросам принимались в ущерб работникам и исключительно в интересах топ-менеджеров.
Являясь на 100% государственным предприятием, мы оказались под управлением лиц, интересы которых несколько отличаются от государственных. С точки зрения управления предприятием происходит какой-то абсурд. Цифры выпуска продукции вернулись у нас на докризисный уровень, но, стабильно выполняя плановые показатели более чем на 100%, рабочие стали получать все меньше и меньше. Регулярно снижается заложенная в себестоимость базовая премия по итогам месяца, а для того, чтобы получить достойную оплату своего труда, работникам приходится трудиться все воскресные и праздничные дни. И не факт, что они при этом вовремя и в полной объеме получат заработанные ими деньги.
Были случаи, когда доплату за увеличенный объём работы (расширенную зону обслуживания) вообще отменяли задним числом, когда люди уже отработали. В ответ на наши справедливые требования мы слышим примерно одни и те же фразы: «Москва не разрешает выплаты», «Денег на счетах нет» – и даже рассуждения о том, что отрасль гибнет и виноват в этом… капитализм. При этом со счетов предприятия выводятся огромные средства. К примеру, на страхование работников от несчастных случаев на производстве тратятся многомиллионные средства. Хотя статистика показывает, что в этом нет необходимости: так, в 2010 году на комбинате было зарегистрировано всего семь несчастных случаев на производстве с совокупной выплатой пострадавшим 97 тыс. рублей, а в 2011-м – пять случаев с выплатой 33 тыс. рублей.
А главное, мы стали терять доверие партнеров, так как у предприятия, загруженного заказами, почему-то растёт многомиллионная кредиторская задолженность перед поставщиками материалов и оборудования. Практически не занимается новое руководство вопросами модернизации производства, что в недалеком будущем грозит предприятию снижением конкурентоспособности на полиграфическом рынке. Все это приводит к потере нашего главного богатства – высококвалифицированных кадров. Тем, кто недоволен заработками и моральным климатом, сложившимся в коллективе, предлагается увольнение по собственному желанию. Коллектив находится на пороге забастовки.
ВЕРНИ НАМ, БАТЮШКА, ЮРЬЕВ ДЕНЬ!
Аналогичные претензии к управляющей компании ОАО «Издательство «Высшая школа» есть и у других членов холдинга. К примеру, Саратовскому полиграфическому комбинату после затяжной войны с руководством все-таки удалось выйти из холдинга и обрести самостоятельность, которой сегодня добиваются их тверские коллеги. В том, что передача управления госпредприятиями в руки «эффективных менеджеров» частных компаний так и не стала механизмом для достижения более высоких экономических показателей, свидетельствует и тот факт, что за короткий период времени старейшее в России издательство «Просвещение» вдруг перестало приносить прибыль. И было передано в частную компанию – ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», вице-президентом которой по инвестициям является не кто иной, как руководитель холдинга Леонид Алексеев. Не исключено, что такая же судьба ждет и другие госпредприятия, вверенные его управлению.
Для того чтобы этого не произошло, Александр Хромов в своих обращениях в различные инстанции просит в самое ближайшее время провести проверку хозяйственной деятельности Тверского полиграфкомбината детской литературы, коллектив которого, не без оснований, опасается рейдерского захвата предприятия. Настаивая на том, чтобы эту проверку провели сотрудники Главного ревизионного управления или Счетной палаты.
Возможно, и Алексею Навальному, главному специалисту по «распилам» и «откатам» наших государственных служащих, было бы интересно изучить механизмы личного обогащения руководства управляющей компании, от которой так хотят освободиться тверские полиграфисты. Сделать это, то есть уйти от одного «эффективного менеджера» и выбрать себе другого, по действующему трудовому законодательству достаточно сложно.
Так, может быть, имеет смысл возродить Юрьев день, когда разрешался переход крестьян от одного, плохого помещика к другому, хорошему?
Или для взрывоопасной ситуации, сложившейся на Тверском полиграфкомбинате, найдутся более современные управленческие решения?
Очень хочется в это верить, потому что от этого зависит многое. И вера людей в действующую власть, и вполне реальные для Твери перспективы стать полиграфической столицей нашей страны. А главное, осознание того, что в этой жизни и от тебя хоть что-то зависит, чтобы изменить ее к лучшему.
Светлана АВДЕЕВА