В погоне за экономией присланный нам из Рязани губернатор Андрей Шевелёв хочет сделать обрезание местному тверскому самоуправлению
За десять месяцев своего пребывания у власти команда, привезенная из Рязани губернатором Андреем Шевелёвым, не сумела добиться сколько-нибудь значимых успехов ни на экономическом, ни на политическом, ни на социальном поприщах.
В Тверской области замедляются темпы роста производства, знаковые инвесторы в шоке от коррупционных аппетитов новой власти, тверские дороги будто вчера пережили бомбёжку. Угрозы со стороны подручных Шевелёва раздаются в адрес глав районов, руководителей предприятий, деятелей культуры, журналистов. Команда губернатора не в состоянии взаимодействовать и с федеральным правительством. Отказываясь от федеральных траншей и субсидий, Шевелёв ввергает экономику в коллапс. Свернуты программы поддержки малого бизнеса, сельского хозяйства, институтов культуры, стимулирования деловой активности и инвестиций.
Уменьшая дотации районам области и отказываясь от федеральных денег, Шевелев уменьшает областной бюджет, что уменьшает поступление налогов, что требует нового уменьшения бюджета. Это замкнутый круг, в конце которого нищета населения и полная деградация экономики.
Безграмотные действия Шевелёва приводят к мультипликационному краху экономики и социального уклада. Из-за экономической безграмотности губернатора актуальной темой впервые за долгое время становится дефицит бюджета, и самые «светлые головы» в областном правительстве принялись думать над тем, как этот дефицит покрыть.
Складывается впечатление, что один из таких «крупных ресурсов» для экономии областные чиновники увидели в сокращении сельских поселений, их слиянии и укрупнении. По сути, идет речь об окончательном уничтожении тверской деревни. Мы это уже проходили при Хрущёве, когда начали укрупнять поселения, что привело к деградации русской деревни, вырождению социума, спаиванию народа и в конце концов распаду Советского Союза. Вероятно, Шевелёв выполняет задачу по окончательному доведению народа до полного истребления. Других объяснений действий команды Шевелёва на тверской земле придумать невозможно. Неквалифицированность губернатора становится опасным для общества – его спонтанные действия могут иметь самые негативные долгосрочные последствия.
С точки зрения арифметики вроде бы всё верно – дешевле платить одному главе поселения, чем двум. Однако не всё так просто, обычной алгеброй гармонию сельской жизни не поверишь. Мы знаем, что ликвидация сельской школы автоматически приводит к прекращению рождаемости и вымиранию населенного пункта, это равносильно убийству еще не рожденных детей. Ликвидация сельсовета имеет еще более серьезные последствия. Ликвидируется ячейка самодеятельной активности, прекращаются поддержание жизни на территории, чистка дорог, и округа умирает. Вероятно, этого и добивается подполковник из Рязани Шевелёв.
Хотя, конечно, в некоторых случаях оптимизация территориального устройства необходима. Но делаться это должно не в приказном порядке, а в результате умного планирования. Этого как раз в правительстве Шевелёва в принципе нет.
Мы задали нескольким главам сельских поселений вопрос, как они относятся к идее укрупнения поселений. Судя по мнениям людей, живущих в прямом смысле слова на земле, делать это без тщательной экспертизы по каждому конкретному случаю и без опроса жителей по меньшей мере недальновидно.
Глава Красногорского сельского поселения Калининского района Михаил БЕЛОВ:
– Не могу говорить за всех коллег, но я отношусь к идее укрупнения отрицательно. Вот объединят, допустим, Красногорское и Никулинское сельские поселения – сразу ухудшается доступность местной власти. То есть уже в этом для населения однозначно возникают неудобства. Далее, надо проводить сравнительный анализ бюджетов, опрашивать глав администраций как людей, непосредственно решающих хозяйственные вопросы, надо оценивать взаимоотношения района и поселения. Надо сажать две стороны за стол переговоров и смотреть, что мы получим в итоге, попытаться заглянуть в конечный результат объединения. Дело ведь не в удобстве чиновников, а в удобстве людей. Мне кажется, большой выгоды бюджету эта затея не принесёт, больше неудобств.
Глава Черногубовского сельского поселения Калининского района Татьяна ПЛЕТНЁВА:
– Я идею укрупнения не поддерживаю. Во вновь созданных образованиях ничего не будет делаться, по принципу «чем дальше от центра, тем беднее жизнь». И в теперешних-то больших поселениях глава почти не появляется в дальних деревнях, а теперь в этот разряд могут попасть и пока ещё благополучные деревни. Сегодня у нас составлен свой план благоустройства, запланирована газификация. Не окажется ли всё это под угрозой при новых порядках? Я прислушиваюсь к настроениям людей и вижу, что население против. Подходят, спрашивают: что за свистопляска будет? В любом случае мнение народа учитывать надо. Когда-то мы очень долго изучали, примеривались к 131-му Федеральному закону о местном самоуправлении, прежде чем начать по нему работать. Считаю, здесь нужен такой же осторожный подход. Хотя с высоты, как говорится, виднее.
Глава Заволжского сельского поселения Калининского района Людмила ХОНИЧЕВА:
– Со мной это новшество никто не обсуждал, а я не могу комментировать то, о чём не слышала.
Глава Медновского сельского поселения Калининского района Владимир БОЗОВ:
– В инициативе укрупнения поселений нет ничего страшного. Некоторым малочисленным, до 500 жителей, сельским поселениям присоединение к более крупным только на пользу пойдёт. Границы территорий не являются чем-то застывшим навеки. Вот были у нас до недавнего времени Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, а получился один Пермский край, и ничего, уже все привыкли.
Глава Первомайского сельского поселения Конаковского района Валентина КАТИХИНА:
– Я отношусь к этой идее крайне негативно, и причина такого отношения лежит на поверхности – это наше территориальное положение относительно Конакова. До него 130 км, это два с половиной часа пути только в одну сторону. Все вопросы в райцентре за день не решишь, и здесь, на месте, в любом случае нужен муниципальный специалист. В нашем поселении постоянно проживают 1500 человек, в летний период отпусков – до 10 000. Очевидно, что местная власть должна быть доступна для них в любой момент.
Я бы сказала, что укрупнение сельских поселений – крайне примитивный способ экономии средств. Разгрузка бюджета выльется в затраты на что-нибудь другое. К тому же я бы пересмотрела формирование бюджетов внутри района. Наше поселение всю жизнь было дотационным, а Вахонинское, наоборот, каждый год получает 60 миллионов за счёт присутствия там УПДК «Завидово». Нам этой зимой угля не на что было купить, а у них переизбыток средств. И мне кажется, не областная власть, а районный глава мог бы своей властью перераспределять эти денежные поступления внутри района. Поселения многие годы жили в сложившихся границах, а теперь что, укрупнят – и сразу будет сказка? Нет, если уж за какие изменения и высказываются наши жители, так это за референдум о присоединении к Калининскому району, ведь до Твери нам гораздо ближе, чем до Конакова.
Юрист НП «Агентство регионального развития» Валерий Глебов:
— Президент России Д.М. Медведев в одном из своих Посланий Федеральному Собранию, ставя задачи по развитию институтов демократии, повышению уровня и качества народного представительства во власти, высказался о необходимости доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению. К сожалению, то, что сейчас делает правительство Тверской области в местном самоуправлении, совершенно не соответствует позиции Президента России. Более того, эти действия противоречат Конституции РФ и положениям Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 12 Конституции провозглашает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Из чего следует, что вопросы о преобразовании поселений, их объединении или разделении должны ставиться и решаться прежде всего самими жителями этих поселений через процедуру референдума.
Да, Федеральный закон 131-ФЗ (статья 13) наделяет органы государственной власти правом инициативы преобразования поселений, но эти органы стоят в цепочке субъектов данной инициативы самыми последними. При этом инициатива органов государственной власти о преобразовании поселения должна оформляться решением соответствующего органа государственной власти. Что же происходит в Тверской области?
Никаких решений уполномоченными органами государственной власти Тверской области о выдвижении инициативы о преобразовании муниципальных образований не принималось, во всяком случае нам они неизвестны. Письма первого заместителя председателя правительства Тверской области С.А. Дудукина о повышении эффективности бюджетных расходов с алгоритмами преобразований поселений — это всего лишь письма, но не правовой акт.
Между тем размах затеваемых преобразований впечатляет. Реформы затрагивают практически все районы и поселения Тверской области. Кто будет нести ответственность за последствия принятых решений? Уже сейчас главы муниципальных образований регулярно вызываются «на ковер» для отчета о проделанной работе. Внесены коррективы в перечень мероприятий и сроки преобразований. Завершение реформ уже перенесено с ноября текущего года на май 2013 года.
Мы не утверждаем, что преобразования в местном самоуправлении не нужны. Прошедшее со дня вступления в силу Федерального закона №131-ФЗ время дает обширный материал для дальнейшей постепенной, последовательной и продуманной работы по совершенствованию системы местного самоуправления, в том числе и в Тверской области. Для этого, по нашему мнению, необходимо определение стратегии и тактики последующих действий при обязательном учете мнения населения. Муниципальная элита также должна быть включена в систему принятий решений, а не быть простым исполнителем воли руководства области.