Как удивительно иногда складывается жизнь. В своё время координационный совет Общенародного фронта и губернатор Тверской области принимают согласованное решение о создании до 20 декабря 2011 года при министерствах (ведомствах) общественных советов. В том числе и при министерстве образования
Какая прекрасная идея! Она не только полностью соответствует региональным образовательным потребностям, требованиям науки, но и представляет собой важнейший практический шаг в развитии региональной демократии, гражданского общества. Её смысл состоит в том, что региональным образованием, наряду с федеральным центром, должны управлять два взаимодействующих региональных органа: министерство образования и общественный совет. Причём по своей природе это не оппозиционная пара, а партнёрский гармоничный деятельный дуумвират, объединённый общим замыслом, общей целью и общим планом.
Общественный совет выступает в роли «заказчика»: он изучает, отражает и представляет министерству образования «духовную картину» региона, социальный образовательный заказ, т.е. сведения о коренных образовательных потребностях, интересах, желаниях, стремлениях, предпочтениях, чаяниях и возможностях населения: детей, молодёжи, родителей, других социальных слоёв, педагогического корпуса, руководителей предприятий, организаций, учреждений и иных потребителей «образовательной продукции». Таким образом, он предопределяет содержание региональной образовательной политики и стратегии её воплощения в жизнь.
Министерство образования выступает в роли «подрядчика»: оно в соответствии с требованиями федерального центра разрабатывает согласованный с общественным советом конкретный проект образовательной региональной стратегии и представляет его на рассмотрение и утверждение областного правительства.
В дальнейшем министерство образования осуществляет оперативное (тактическое) управление реализацией утверждённой образовательной политики (стратегии), последовательно добиваясь достижения стратегических целей. Общественный совет помогает министерству образования в его деятельности, во всех отношениях контролирует его и при необходимости требует внесения в работу определённых корректив, не противоречащих федеральным и региональным нормам. Так должно быть!
Совершенно очевидно, что общественный совет по составу должен удовлетворять следующим основным требованиям:
1. Представительство от каждого района области.
2. Представительство родительской общественности.
3. Представительство педагогической общественности.
4. Представительство социально-гуманитарных общественных организаций, участвующих в формировании духовной жизни региона.
5. Все члены совета имеют свои модернизационные проекты или важные инновационные идеи.
6. Отсутствие в составе совета руководителей и чиновников, подчинённых министерству образования.
Но судьба играет человеком! Министерство образования решило жить не «по науке», а по «понятиям». Поэтому министр образования Н.А. Сенникова, на 2 месяца позже установленного губернатором срока, в неизвестный общественности день и час, в неизвестном месте и путём неизвестной процедуры самым недемократическим образом своим решением «совет» назначила. Это «чрезвычайное происшествие» произошло в конце февраля 2012 года. Однако обществу до сих пор неизвестны ни состав «совета», ни имя его руководителя, ни способ связи с ним.
Недавно удалось выяснить, что в «совете» 15 членов, 8 из которых – руководители и чиновники. Из более 40 районов представлены только два, остальные – пасынки, лишённые возможности участвовать в управлении региональным образованием. Представителей родительской общественности – главных потребителей школьной продукции – в «совете» нет. Рекомендация областной общественной палаты о включении в состав совета четырёх наиболее активных учёных-педагогов-новаторов оставлена без внимания только потому, что они – новаторы. Самые активные в образовательном отношении и хорошо известные Н.А. Сенниковой социально-гуманитарные общественные организации – отделения Ноосферной общественной академии, Российского философского общества, Петровской академии наук и искусств, общества «Мемориал», ТОС на Рождественских горках г. Твери – на процедуру назначения «совета» приглашены не были, их мнение даже не рассматривалось. Вряд ли все назначенные члены «совета» имеют свои фундаментальные модернизационные образовательные проекты или хотя бы инновационные образовательные идеи. Общественный совет именно при министерстве образования, а не самостоятельный орган управления образовательной деятельностью – это антидемократический нонсенс!
Совершенно очевидно, что Н.А. Сенникова бюрократически «провернула» создание совета «под себя». Такой «совет» не только незаконнорожденное, но и нежизнеспособное дитя, это очередной бюрократический симулякр, фиговый листок, прикрывающий стыд и срам областного министерства образования. Такой совет обществу не только бесполезен, но и вреден, ибо он лишь имитирует процесс демократического развития области и построения гражданского общества. Ликвидирует ли губернатор этого «уродца» и назначит ли до начала нового учебного года новые, настоящие, демократические, честные и умные выборы нового общественного совета, покажет ближайшее будущее. Следите за нашими публикациями!
Георгий Комарницкий, председатель Тверского регионального отделения Ноосферной общественной академии, профессор