Весь мир – «Песочница». И в ней лишь два актёра

17.04.2012, 15:38

В ТВЕРСКОМ ТЮЗЕ ПРОШЛА ПРЕМЬЕРА УНИКАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ

 

«Песочница» в ТЮЗе, пожалуй, самая долгожданная театральная премьера апреля. Во-первых, это пьеса-эксперимент, коими не избалована всеядная тверская публика. Потом – сцена камерная, что всегда подразумевает некоторую сакральность. Наконец, на афише белела строчка «для зрителей старше 16 лет». Все это вкупе, конечно, интриговало

Город привыкал к «Песочнице» заранее. В начале марта активисты создали одноименную группу «В контакте», которую наводнили ссылки, цитаты и книги о взаимоотношениях мужчины и женщины. Эта же вечная тема, но под оригинальным углом раскрывается и в спектакле.

Если верить группе, от удачной премьеры «Песочницы» зависело будущее экспериментального театра в Твери. Билеты на спектакль, ввиду эксклюзивности предложения, стоили несколько дороже обычного – 500 рублей.

По узким коридорам и витым лестницам, мимо раздевалок и гримерок, где прихорашивались артисты, мы с коллегой У. галопом неслись на сдачу спектакля. Это было 12 апреля в 15.00.

В зале стояло тридцать стульев, царил полумрак. Режиссер спектакля – главреж ТЮЗа Адгур Кове в черной водолазке и джинсах в волнении похаживал по сцене – точнее, по черной клеенке, на которой был посыпан песок и брошены деревянные брусья.

Сдача спектакля – это священная процедура для избранных, как правило, для коллег по театральному цеху. В полутьме можно было разглядеть аристократичное лицо директора ТЮЗа Александра Бахарева.

– Простите, а какая здесь публика? – неловко поинтересовалась я у соседки справа, вооруженной пышным букетом хризантем.

– Самая элитная, – ответила она. – Вот это – народная артистка России Наина Хонина…

Дабы не ударить в грязь лицом, мы отказались от дальнейших расспросов.

Тем более что начался спектакль.

Его жанр определяют как «драматическая фантазия». И не ясно, чего тут больше: фантазии, плавно перетекающей в антиутопию, или какого-то надломленного драматизма. Автор «Песочницы», молодой польский драматург Михаил Вальчак, известен своей склонностью к метафорам и обобщениям. Развернутые метафоры, символы и прочие интеллектуальные «странности» пронизывают спектакль на всех уровнях: от сюжета и диалогов до костюмов и декораций. А дальше каждый понимает в силу своей образованности и художественного чутья.

Героев в «Песочнице» двое – Он и Она. Кстати, в этом спектакле впервые задействованы актеры разных тверских театров. В частности, Его во втором составе играет актер Театра кукол Сергей Зюзин. Остальные роли у актеров ТЮЗа (Он в первом составе – Александр Крайнов, Она – Алина Галиаскарова, Наталья Бульканова).

Они вместе играют в песочнице. Он – с бэтменом, сделанным из проволоки, Она – с тряпичной куклой в респираторе. Сами они тоже выглядят довольно странно. Он, в холщовом комбинезоне, перетянутым ремнем, и кожаных перчатках без пальцев, неуловимо напоминает Сталкера. Она выходит то в балетной пачке и черных лосинах, то в кожаной косухе и байкерских очках, то кутается в белое лоскутное покрывало. Оба они в наколенниках и ботинках на толстой подошве.

Несколько раз Она, пробираясь на сцену сквозь маленькую железную дверь под потолком, появляется в штуке наподобие противогаза. Из всего этого коллега У. сделала вывод, что, возможно, действие происходит в будущем после техногенной катастрофы.

Их отношения проходят разные стадии. Сначала он ее мутузит, не пуская в свою песочницу. Потом приходит к ней под балкон, зовет играть и ревнует к соседу Карлу. Она случайно ломает его бэтмена, он – ее куклу. Они делят его куртку на двоих и, кашляя и смеясь, закуривают первую сигарету. Она взрослеет первой, надевает белое платье и красные туфли и уходит прочь из песочницы. Он остается один и повторяет себе и проволочному бэтмену, что все будет хорошо.

Самый яркий символ спектакля – песочные часы, нарисованные на афише и на программках. Время течет как песок сквозь пальцы. Возможно, грядет и техногенная катастрофа, но вечные ценности – любовь, дружба, искренность и доверие – останутся в нашем мире навсегда.

Сложную задачу, поставленную польским драматургом Вальчаком, мастерски воплотили тверские актеры. Александр Крайнов с первых же минут взял высокую планку и уже не выходил из вдумчиво созданного и досконально проработанного образа. Молодая актриса Алина Галиаскарова была милой, мягкой и женственной, но все-таки смотрелась достаточно «обычно» для этого «странного» спектакля.

Занавеса не было, но вступил финальный музыкальный аккорд, и все радостно начали повторять «Со сдачей, со сдачей!»

– Наш мир – это песочница. Все мы строим отношения с близким человеком, проходя одни и те же этапы, – подытожила завлит ТЮЗа Екатерина Малышева.

В блинной «Чайная ложка» мы с коллегой У. обсуждали детали спектакля.

– А ты заметила, что в декорациях совсем нет зелени,– разделывая блин с картошкой, говорила коллега. – Даже цветок, который он ей подарил, был искусственный и хранился в какой-то банке.

– А мне понравилось, как показано развитие отношения между мальчиком и девочкой. Сначала он ее не принимает… а потом плачет из-за нее, – дожевывая блин с курицей, мечтательно произносила я.

– А вот когда Он качал Ее куклу, мне это почему-то напомнило встречу из роддома, – делилась наблюдениям коллега У.

– А как ты думаешь, почему в финале на него посыпался песок?– прихлебывая чай с мятой, философски вопрошала я.

Сообща мы расшифровали еще несколько метафор. А потом еще полвечера перезванивались, обсуждая ускользнувшие подробности.

В общем-то, каждый нашел в «Песочнице» тот смысл, который захотел. Главное, что у тверского зрителя появилась эта возможность – угадывать символы, смаковать детали, анализировать подтекст. В общем, заниматься тем, что называется хорошим словом «саморазвитие». И если бы за будущее экспериментального театра в Твери нужно было голосовать, как на выборах президента, я бы, безусловно, поставила галочку в графе «за».

Любовь КУКУШКИНА, фото Дианы МУН

30 0
Лента новостей
Прокрутить вверх