Яхта «Апостол Андрей»… Построенная в Твери, в 1996–1999 годах она прошла вокруг света по всем четырем океанам. Такого события доселе не было в истории мирового мореплавания. Капитан яхты – Николай Литау
В 1991 году судьба свела Николая Литау с английским журналистом и яхтсменом Майклом Кларком, который мечтал пройти на яхте вокруг Европы через российские внутренние воды. Правда, в ту пору еще действовало положение, согласно которому по внутренним водным путям СССР можно было ходить только под советским флагом. Руководитель клуба «Путешествие» Дмитрий Шпаро, Николай Литау и его помощник Аркадий Гершуни помогли англичанину осуществить эту мечту. После путешествия Николай Литау и Аркадий Гершуни решили построить свою яхту.
Литау обращается к тверскому конструктору Валерию Конюхову, специалисту по проектированию яхт. И уже 7 ноября 1992 года Литау и Гершуни сидят в Твери на кухне у Конюхова. Здесь впервые и прозвучали слова «Северный речной маршрут».
Дело в том, что к концу ХХ века вокруг света не обошел разве только ленивый. А вот Северный Ледовитый океан не прошел под парусом никто! Клуб Дмитрия Шпаро поддержал этот проект. Яхта должна была стартовать из Мурманска или Петербурга, пройти Северное море и Английский канал, пересечь в меридиональном направлении Атлантику, обогнуть мыс Доброй Надежды, пройти через Индийский океан на восток вокруг Австралии, подняться на север по Тихому океану до Камчатки, войти в Берингов пролив и вернуться в Мурманск Северным морским путем. Для этого нужна была не простая крейсерская яхта, а лодка, способная выдержать испытание штормами, сыростью, жарой, а главное – льдами.
К тому времени Николай Литау уже переехал в Тверь. Вместе со строительством яхты шло и формирование команды. В нее вошли и тверские яхтсмены. Все годы, пока строилась яхта, у нее не было названия. Предлагались самые разные наименования, но ни одно из них не подходило. И тогда обратились за помощью к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. «Поддерживая столь своевременную инициативу и принимая во внимание вашу просьбу, полагаю справедливым дать этой яхте название «Апостол Андрей», – так и сделали.
Кругосветное путешествие «Апостол Андрей» начал в Петербурге 14 ноября 1996 года. Медлить было нельзя. Финский залив – первый этап плавания – уже покрывался льдами. «Апостол Андрей» отправился буквально в неведомое. Интересное совпадение: 13 ноября 1996 года вышел первый выпуск газеты «Караван+Я».
За время плавания яхта встречалась с айсбергами. На нее нападали 20-тонные киты. Об этом писали газеты и показывались фильмы.
И только выдающийся инженер, конструктор Валерий Федорович Конюхов по-прежнему работал в Твери за кульманом и компьютером, создавая новые яхты. Недавно мы с ним встретились. Договорились, что после того как Волга освободится ото льда, мы пойдем на яхте в небольшое путешествие и обсудим великие свершения.
Геннадий КЛИМОВ