19 апреля губернатор Андрей Шевелёв отчитался в Законодательном собрании о результатах деятельности правительства Тверской области в 2011 году
Отчет начинается с освещения итогов реформы органов государственной власти. Губернатор доложил депутатам о завершении формирования правительства области, о сокращении численности государственных гражданских служащих Тверской области с 2605 человек до 2083 (на 522 человека) и экономии бюджета за счет такого сокращения в 200 млн рублей. Сумма экономии внушительная, сопоставимая с годовым бюджетом района.
Так ли это на самом деле, попробуем разобраться вместе с юристом НП «Агентство регионального развития» Валерием Глебовым:
– Старт реформам был дан 2 августа 2011 г. принятием закона «О Правительстве Тверской области». На начало 2011 года численность работников, замещавших должности гражданских служащих в органах исполнительной власти Тверской области, согласно данным Росстата, составляла 2408 человек, на конец июня 2011 г. – 2397 человек, при укомплектованности кадрами на 96,2%. К сентябрю в администрации Тверской области работало на 133 чиновника меньше, или 2264 человека.
По нашему мнению, эту убыль сотрудников можно объяснить «удалением» из власти тех, кто не вписался в новую команду, и увольнением лиц, замещавших так называемые «патронажные» должности, должности специалистов, обеспечивающих деятельность своих «патронов» – высших областных чиновников.
Формирование правительства в основном было завершено к концу 2011 года. Согласно данным Росстата, численность работников, замещавших на это время должности гражданских служащих, и укомплектованность этих должностей в Тверской области составляли 2025 человек и 88,1% соответственно. Таким образом, по данным Росстата, в течение 2011 года численность областных чиновников была сокращена на 383 человека, в том числе непосредственно в ходе организационно-штатных мероприятий реформы (с октября по декабрь 2011 г.) на 239 человек.
Однако если смотреть сведения, представленные в отчете губернатора, то увидим другие цифры. По данным правительства, за 2011 год сокращено 522 областных чиновника. Расхождение получается существенное – почти на 140 человек, а если брать в расчет число уволившихся чиновников до начала активной фазы реформ, то расхождение в цифрах будет еще больше. Отсюда обоснованное сомнение в названной в отчете сумме 200 млн рублей экономии бюджета за счет проведенных реформ. Хотя бы пояснили, на что эти сэкономленные деньги потрачены.
Для чего же губернатору понадобилась такая «неправильная» арифметика? Можно предположить, что его «подставили» недобросовестные чиновники, готовившие материалы к отчету, либо это сделано с целью доказать необходимость и эффективность осуществленных административных реформ. С необходимостью преобразований можно согласиться. А вот по их эффективности имеются сомнения.
Например, если укомплектовать все вакантные должности в нынешнем правительстве до полного штата, то численность чиновников в этом случае может быть доведена до 2299 человек или практически до уровня сентября 2011 года. Расходы на оплату труда (при средней зарплате 34696 руб.) всех уволенных в 2011 году чиновников, а основное их сокращение прошло в июле – декабре, составляют вместе с начислениями порядка 106 млн рублей. На эту сумму должны быть скорректированы в сторону уменьшения расходы на функционирование областного правительства.
На самом деле, согласно сводке по исполнению бюджета области за третий квартал, расходы на функционирование губернатора уточнены в сторону увеличения с 3096,1 тыс. руб. до 3420,8 тыс. руб. (прибавка в 324,7 тыс. руб.), расходы на функционирование правительства области уточнены с 414 628,7 тыс. руб. до 419 079,2 тыс. руб. (прибавка 4 450,5 тыс. руб.). Исполнение бюджета по расходам на функционирование губернатора и правительства составило 2 441,8 тыс. руб. и 264 531,1 тыс. руб. соответственно. При этом расходы на функционирование правительства выросли на 8,1% в сравнении с аналогичным периодом 2010 года. Вот такая эффективность преобразований! Между тем наличие вакантных должностей позволяет за счет действующего фонда оплаты труда производить дополнительные выплаты отдельным категориям чиновников (например, премии за выполнение особо важных и сложных заданий). И скорее всего, к ним не относятся специалисты низшего и среднего звена.
Опыт показывает, что от реформ выигрывают только те, кто их затевает.
Валерий ГЛЕБОВ