В Твери было объявлено о том, что подготовлена к печати книга «Пособие для будущего президента» авторов Геннадия Климова и Марии Орловой
Широкая публика знает Геннадия Климова как автора многих книг по истории Древнего мира и новой хронологии. Вместе с Марией Орловой он является редактором общественно-политической газеты «Караван+Я». Однако среди специалистов они больше известны как редакторы журнала «Бизнес Территория», посвященного проблемам устойчивого развития территорий, и журнала «Умное производство», посвященного методам модернизации промышленности. И вот скоро ожидается презентация нового проекта: книги с провокационным названием «Пособие для будущего президента». Об этом издании и многом другом мы сегодня беседуем с Геннадием Климовым.
– Геннадий Андреевич, сразу вопрос в лоб. О чем новая книга?
– Ее суть изложена в самом названии. Мы собрали в одной книге многие знания, которыми должен обладать президент любой страны. Это на самом деле учебник для руководителя государства, но издание будет полезно и для губернаторов, глав муниципалитетов, депутатов, других руководителей территорий.
Судьба любого места сегодня зависит прежде всего от воли и умения лидеров конкретного регионального сообщества. Управление социальными системами требует высочайшей квалификации и глубоких знаний об обществе. Эти знания есть, но они растворены во многих философских доктринах, религиозных догматах, практике управления и маркетинга. Мы попытались интегрировать всю эту информацию в некую систему правил, выполняя которые, можно избегать ошибок и добиваться успеха. По сути, это стратегия достижения успеха – как личного, так и корпорации, территории, страны.
– Расскажите подробнее о доктрине «умное делание», которую вы пропагандируете последние годы.
– Группа российских специалистов, которые работают в самых различных отраслях, сформировала доктрину «умное делание». (Это название перекликается с тем «умным деланием», которое преобразило Русь в XIV – XV вв.) Она включает в себя направления «умная политика», «умная экономика» и «умное производство». Это теория Преображения, которая очень органично вытекает из четырех мировых религий: ислама, иудаизма, буддизма и христианства. Например, в христианстве этому соответствует учение о Фаворском свете.
Слово и дело – суть подходов к управлению. На практике, скажем, доктрина «умное производство» была сформулирована гуру машиностроения Радиславом Бирбраером и Игорем Альтшулером в книге «Инженерный консалтинг». Сейчас по такой технологии в России модернизировано несколько сотен машиностроительных предприятий. Иногда это только отдельный участок, иногда целые цеха. В результате новые производства обеспечивают лучшие показатели, чем на самых передовых предприятиях США, Германии или Японии.
Сейчас большая работа по модернизации промышленности началась в Казахстане. У этой страны большое будущее, там правильное госуправление. Дети правящей элиты были направлены на учебу за границу, сейчас вернулись и принесли с собой правильные установки и правильные подходы. С ними приятно работать нашим консультантам.
В производстве недостаточно поставить вместо устаревших станков новые, даже умные станки. Необходимо кардинально изменить на предприятиях организацию труда и управления. Мы меняем даже методики конструкторско-технологического проектирования. Это глубокое обновление предприятий.
Понятно, что новое предприятие сложно построить с нуля, но еще сложнее модернизировать действующее, где у людей уже сложились определенные стереотипы. Для их преодоления у нас разработана специальная технология, которую мы называем «три проекта».
Все, что я сказал, касается реального сектора. Но, чтобы построить эффективное государство или эффективный муниципалитет, тактики недостаточно. Необходима стратегия. Поэтому существуют понятия – «умная политика» и «умная экономика». Смыслом управления социальными системами является достижение устойчивого развития, когда главный его стимул – воля и желания самого населения. Народ всегда талантливее своих начальников. Как раскрепостить самодеятельность населения на обустройство своей территории? Как привлечь инвестиции, туристов и качественных переселенцев? Ответам на эти вопросы и посвящена наша новая книга «Пособие для президента».
Естественно, мы даем и некоторый набор знаний о самом обществе, о циклах его развития, о причинах возникновения и гибели народов и этносов. Это не совсем привычный взгляд, так как мы опираемся и на науку, и на религию. Такой подход, на наш взгляд, более продуктивный.
– Такие книги пишутся в провинции, в Твери. Почему?
– Меня многие спрашивают: почему я не переезжаю в Москву? Поверьте, выбор Твери для жизни у меня осознанный. Мы больше всего должны благодарить Бога за то, что он даровал нам Время. Его надо беречь, оно обмену не подлежит. Тверь именно то место, где можно время экономить, не тратить его на стояние в пробках. Я часто езжу за границу, от моего дома до аэропорта Шереметьево час езды, до Москвы – полтора часа, до Санкт-Петербурга – три.
Кроме того, жизнь в провинции имеет свое очарование. Сегодня Тверь как природа на Пасху. Вот-вот она готова наполниться живительной силой, когда фасады начнут краситься, улицы убираться, а ландшафты окрестностей приводиться в порядок. Все это случится, как только начнется преображение в головах. Мне кажется, это будет скоро.
– Геннадий Андреевич, вас считали главным оппонентом губернатора Тверской области. Это было и при Платове, и при Зеленине, это и сейчас, при Шевелёве. Вам политика не мешает заниматься такими важными делами?
– По поводу моей оппозиционности мнение слишком преувеличено. Мы живем в Твери, многие службы, связанные с изданием наших журналов, тоже расположены в Твери (хотя не все). Естественно, нам небезразлично, что здесь происходит. Тем более если власть совершает явные промахи.
Мы никогда не стеснялись критиковать власть. Масштаб личности первого лица региона измеряется в том числе и умением выслушивать критику и правильно на нее реагировать. С Платовым и Зелениным, несмотря на частую критику, у меня были дружеские отношения. Мы выполняли иногда даже заказы администрации по формированию тех или иных граней имиджа губернии. Это было необходимо для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест.
– Но мы слышали, что при сегодняшнем губернаторе Андрее Шевелёве на вас оказывается давление. Недавно по навету из областной администрации ваш офис был блокирован полицией, а региональный министр Евгений Ткачев требует от глав муниципалитетов не давать вашим изданиям информацию и не заключать договоры сотрудничества.
– Для большинства муниципалитетов мы оказывали по возможности небольшие услуги по формированию имиджа территории. Это очень важная часть работы, которая должна предшествовать разработке схем территориального планирования. В Библии сказано, что вначале было Слово. Все территории конкурируют друг с другом за инвестиции, лучших специалистов, туристов, жителей. Наши специалисты как раз произносили то Слово, которое помогало территориям в устойчивом развитии. Мы тут живем, поэтому помощь районам Тверской области носила со стороны наших структур в большей степени благотворительный характер. Женя Ткачев – сын очень уважаемой народной целительницы Ларисы Рыбки; думаю, что ей стыдно за своего сына.
– Геннадий Андреевич, как будет распространяться книга и какой у нее тираж?
– Тираж составит 10 тысяч. Книга будет разослана всем губернаторам и всем главам районов в России, депутатам Государственной Думы и членам Федерального правительства. И конечно, главному читателю – президенту России Владимиру Путину.
Кстати, некоторые главы книги уже опубликованы в Интернете. Ею уже пользуются практикующие политики. Владимир Владимирович, похоже, становится одним из главных сторонников доктрины «умное делание». Более того, он ее начал развивать. В своей статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» Путин сформулировал четвертую составляющую доктрины, обосновал понятие «умная оборона». Так что все только начинается. Да поможет нам Бог.
А вот как прокомментировала выход новой книги Мария Орлова:
– Наш журнал «Бизнес Территория» специализируется на разработке стратегий устойчивого развития мест, регионов, стран. Сегодня в Европе в связи с глобализацией и исчезновением государственных границ происходят серьезные изменения. Можно сказать, что она переходит от национальных государств к «Европе регионов». Обостряется конкуренция между территориями: за людей, инвестиции, туризм. И многие регионы в Европе, а особенно в России, проигрывают в этой конкурентной борьбе, деградируют и пустеют.
Наша книга – о том, как выиграть. Журнал «Бизнес Территория» сегодня находится на стадии перебрендирования, превращения из регионального издания в межрегиональное. Авторы на практике, на конкретных примерах исследуют проблему повышения конкурентоспособности регионов. И этот практический опыт особенно ценен.
Основной темой нескольких последних номеров стало изучение проблем Московской агломерации в связи с проектами расширения Москвы. Сегодня фактически происходит своеобразное слияние Москвы и Санкт-Петербурга. Люди живут в одной столице, работают в другой… Скоростное железнодорожное сообщение, авиация, Интернет делают такую жизнь возможной и даже комфортной. Население сегодня мобильно, и от этого вся система территориального обустройства становится неустойчивой. Небольшая ошибка региональной или муниципальной власти – и все приведет к катастрофическим последствиям.
Как избежать этих ошибок? Отчасти мы пытаемся дать ответ на этот вопрос. Выход нашей книги – часть доктрины «умной политики», которую мы описываем и в журнале «Бизнес-территория».
Ищите наш журнал в Интернете. На всей территории России «Бизнес-территорию» можно получать по подписке. Кроме того, журнал можно взять в поездах, курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом.
Записала Варвара МЕДВЕДЕВА