Слухи о том, что региональная власть, изыскивая самые разные способы латания дыр в бюджете, собирается повысить стоимость единого проездного билета для льготников, муссировались в нашем городе давно. Возможно, в самые ближайшие дни нам об этом объявят официально
В последнее время в определенных кругах, близких к губернатору, об этом вопросе стали говорить достаточно определенно. Андрей Шевелёв, поставив перед своей рязанской командой задачу во что бы то ни стало добиться профицита областного бюджета, похоже, не особо ограничивает соратников в средствах ее достижения. Пресловутый профицит ему нужен как козырь для того, чтобы было чем отчитаться перед Москвой и хоть как-то поднять свой стремительно падающий рейтинг.
Но насколько нравственно делать это за счет простых граждан, пенсионеров, которые, проработав более 30 лет на благо государства, заработали себе право льготного проезда на общественном транспорте? И что думают по этому поводу те, в чей карман от имени все того же государства в очередной раз хотят залезть тверские чиновники нового призыва?
Нина Комова, председатель регионального отделения всеросссийской общественной организации «Союз пенсионеров»:
– Мы возмущены тем, что такой важный для многих тверских семей вопрос решается кулуарно, без участия общественных организаций. Объясню почему. На сегодняшний день стоимость единого льготного проездного для ветеранов труда составляет 64 рубля – казалось бы, действительно немного. Но давайте вспомним, что происходило с льготами для ветеранов в последние годы.
После их пресловутой монетизации семейный бюджет пожилых людей значительно уменьшился. Та компенсация в 500 рублей, которую они получили, никак не компенсирует растущие тарифы ЖКХ, в среднем колеблющиеся для обладателей старенькой хрущевки от 3 до 4 тысяч рублей. Причем даже эту мизерную компенсацию получили только федеральные льготники. Она не коснулась ни региональных льготников, ни «детей войны». И если рассматривать «льготную» проблему с этой точки зрения, то стремление повысить стоимость единого проездного билета выглядит безнравственно.
Возможно, в своем стремлении пойти на столь непопулярную меру команда губернатора руководствуется тем, что, к примеру, в Рязани единый проездной билет стоит 220 рублей, забывая при этом об одной детали: в Рязанской области льготы по ЖКХ сохранены и живущим там ветеранам не приходится оплачивать такие счета, как тверским пенсионерам. А если учесть, что 1 июля будут повышены тарифы на электроэнергию, то принятие решения об увеличении стоимости проездного выглядит не самыми лучшим образом.
Если эта мера продиктована бедностью бюджета, то для его экономии есть другие средства. К примеру, сокращение огромной армии чиновников, ряды которых в последнее время выросли просто до неприличия. Если подумать, то можно найти и другие управленческие решения, но латать бюджет за счет стариков, у которых на счету каждая копейка, – это безнравственно.
Сергей Киселёв, член Общественного совета при областном министерстве автотранспорта, почетный гражданин Твери:
– Возможно, я выскажу непопулярную для большинства ветеранов-льготников точку зрения, но вопрос о повышении цены единого проездного билета назрел давно.
Вспомните, сколько лет стоимость этого билета остается на уровне 64 рублей? За это время не раз повышались цены на бензин и горюче-смазочные материалы (автобусы), электричество (трамваи и троллейбусы), а цена проездного оставалась прежней. Тогда как она должна отражать общую экономическую ситуацию на этом сегменте рынка, то есть на транспорте. На сегодняшний день эта цена не соответствует удельным расходам на транспорт для средней семьи, что отражается на общей экономической ситуации в целом. И прежде всего – на состоянии всего парка транспорта.
Другое дело, насколько возрастет теперь цена единого проездного билета. Этот вопрос необходимо решать не в кабинетах чиновников, а вынести на обсуждение общественности. Объяснив людям, с какой целью предпринимается эта, мягко говоря, не очень популярная мера. На мой взгляд, повышение стоимости должно происходить как минимум в два этапа, чтобы снизить финансовую нагрузку на семью. Оптимальный вариант: первоначально цена не должна подняться более чем в 2,5 раза. А еще через полгода можно, в зависимости от экономического обоснования и определенных расчетов, поднять цену еще раз.
Но я далек от мысли, что даже значительное повышение стоимости единого льготного проездного существенно отразится на положении дел в сфере общественного транспорта. Решать накопившиеся там проблемы надо системно, используя все рыночные рычаги, не забывая при этом о положительном опыте прошлого. В 70–80 годы и позже я занимал руководящие должности в системе городского хозяйства и хорошо понимаю, насколько сложно решать застаревшие проблемы. Но решать их надо.
Светлана Тюкавкина, специалист по социальной работе областного центра социальной адаптации военнослужащих:
– К нам в центр часто обращаются с просьбой о трудоустройстве люди, которым уже по семьдесят. И не потому, что жить не могут без работы, а просто для того, чтобы выжить. У многих бывших военнослужащих пенсии небольшие, 6–8 тысяч рублей, ненамного больше получают вдовы участников войны и целый ряд других категорий.
И в последнее время главная тема их разговоров – возможное повышение стоимости единого проездного билета. Люди недовольны тем, что у них хотят отнять даже эту возможность сэкономить деньги семейного бюджета. Ведь после оплаты коммунальных услуг в их кошельке и без того остается мало денег. Так что могу сказать со всей определенностью, что повышение стоимости льготного проезда на общественном транспорте обернется для наших стариков еще одной проблемой: многие просто откажутся от покупки проездного и будут реже пользоваться транспортом. Для людей преклонного возраста это обернется социальным одиночеством и уж точно не продлит им жизнь.
Опрос провела Светлана АВДЕЕВА