ЧИСТОТА НА УЛИЦАХ БЕЛОРУССКИХ ГОРОДОВ АССОЦИИРУЕТСЯ ВОВСЕ НЕ С «ОПРЯТНОЙ БЕДНОСТЬЮ», А С ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬЮ
Этой весной делегация Твери во главе с мэром Владимиром Бабичевым посетила белорусский город Оршу. Был подписан договор о сотрудничестве и т.п. Но всё же не оставляет подозрение, что тверские чиновники просто-напросто соскучились по элементарной чистоте и порядку на улицах. И, не в силах навести всё это у себя, решили махнуть туда, где чистота и порядок не оседают миллионами букв и бюджетных рублей в красиво написанных программах, а реально воплощаются в жизнь
Орша, кстати, это первая белорусская железнодорожная станция, где делают остановку идущие из России поезда. Удивляет она вовсе не памятником Ильичу, а потрясающей чистотой. Такое ощущение, что там не только метут перроны, но и окурки на шпалах собирают. И делают это не раз в год на субботнике, а постоянно.
В конце апреля корреспондента «Каравана» журналистские дороги занесли несколько дальше – в белорусскую столицу Минск. Жителя Твери этот город заставил всерьёз поломать голову: чисто там, где не сорят, или всё-таки там, где убирают?
Двухмиллионный Минск, конечно, город столичный, а столица всегда будет выглядеть наряднее провинции, хотя бы за счёт больших вливаний в благоустройство. Однако и Тверь тоже в своём роде маленькая столица, но наш город собственным внешним видом будто демонстрирует, что бывает, если выделяемые на благоустройство деньги распыляются куда-то не туда.
Из общей информации известно, что год назад Белоруссия пережила резкое падение собственной национальной валюты. За доллар, стоивший 3100 белорусских рублей, сегодня дают более 8000. Белорусы реально стали жить в разы беднее. Банка «Нескафе», до того бывшая заурядной вещью, приобрела статус неплохого подарка, а сумма в 50 долларов стала считаться вполне приемлемой взяткой для какой-нибудь проверяющей инстанции.
Но при этом за год кризиса на улицах не стало грязнее, транспорт не стал ходить хуже. Внутренние ресурсы страны были сконцентрированы на поддержке своих производств. Если МАЗ делает не только самосвалы, а и автобусы, то все автобусы на улицах Минска только свои. Троллейбусы, кстати, тоже.
Свои и рабочие, которые ремонтируют изношенные дороги. В солнечные предпраздничные дни ремонт дорог и благоустройство дворов в Минске шли полным ходом. Довелось увидеть бригаду, обустраивавшую новую контейнерную площадку в обычном минском дворике. Бригада полным составом перекуривала. Зато через пару часов всё было готово, «без шума и пыли». Аккуратные контейнеры. Отдельно стоит контейнер для пластика, бумаги и стекла. Ограда контейнерной площадки сделана не из устрашающих запчастей крупнопанельного домостроения, а из лёгкого профнастила, из которого состоятельные дачники делают себе заборы. И, что немаловажно, они всё за собой убрали и подмели.
Я смотрел и поражался: ну вот же люди, делают один раз и надолго. Этот асфальт, эти брусчатые дорожки, эта контейнерная площадка простоят не год и не два и уж точно не потребуют скорого ремонта с вливанием новых государственных денег. Может быть, в Минске коммунальщикам и дорожникам просто сама подобная идея в голову прийти не может? Ну, в смысле, что новый ремонт повлечёт новый приятный откат, сами понимаете, в одном же городе живём.
Я думаю, что они просто осознают меру ответственности, которая может наступить в стране с неотменённой смертной казнью. В отличие от России, где денежные махинации попали под юрисдикцию КоАП. Хотя, может быть, я плохо думаю о минских коммунальщиках, и у них просто европейское мышление, не позволяющее делать свою работу спустя рукава. Поэтому, невзирая ни на какой кризис, и такой вопрос, как массовое отключение воды, у белорусов не стоит. Даже в старых кварталах хрущёвских времён, где уже напрочь должны износиться все трубы. Меня даже сначала не поняли, о чём это я спрашиваю. А потом объяснили, что трубы в минских «хрущобах» уже несколько лет как поменяли.
Тогда почему же у нас вместо дела на свет постоянно рождаются только какие-то мутные инвестиционные программы «Водоканала», софинансирования всяческих капремонтов, а когда касается реальных дел, то выясняется, что денежки-то тю-тю, уплыли на какой-нибудь офшорный остров, где и нежатся на солнышке подлинные хозяева тверской коммунальной сферы?
У Заводского района Минска, на территории которого довелось погостить, есть сайт, а на нём – «Программа благоустройства и эстетизации территории». В ней 23 пункта: ремонт подъездов, тепловая модернизация, даже архитектурно-декоративная подсветка фасадов зданий и много чего другого. Эта программа составлена на основе «Плана действий по наведению порядка и обустройству территории г. Минска на 2012 год», который, в свою очередь, включает 21 пункт. Там тоже нет ничего необычного, мероприятия, понятные любому человеку. Так что же тут примечательно? В родной Твери такие программы тоже пекут как пирожки.
А то, что, по убеждению автора, белорусы свои целевые программы выполнят.
«Жилищные организации города во время благоустройства дворов особое внимание уделяют вопросам качества выполнения работ, снижения их стоимости, а также привлечения населения, предприятий, арендаторов к обустройству территорий жилой застройки. Результатом такого качественного подхода к реализации городской программы благоустройства дворовых территорий стало плодотворное сотрудничество с жильцами». Такую фразу с небольшими вариациями, наверное, можно прочесть на сайте любого российского муниципалитета. Но в прочитанное на минском сайте – веришь.
* * *
В Минске я увидел, как киоскёр вышла из своего киоска с веником и совком, чтобы просто подмести мусор вокруг своей торговой точки. Трудиться ей пришлось немного, нашлось буквально три окурка. И тогда я подумал, что чисто – это там, где можно сосчитать фантики и окурки, лежащие на земле.
Если так будет у нас, тогда и Тверь станет городом, который нравится.
Дмитрий ХОДАРЕВ