22 апреля в Тверском театре юного зрителя народный артист России сыграл частного детектива в постановке «Муж, жена и сыщик»
В нашем городе знаменитый актер, исполнитель легендарных ролей Павки Корчагина и Володи Шарапова из культовых фильмов «Как закалялась сталь» и «Место встречи изменить нельзя» не выступал давно, а на сцене ТЮЗа – и вовсе ни разу. Но перед спектаклем Владимир Алексеевич признался нашему корреспонденту, что атмосфера театра ему пришлась по душе:
– Мы трепещем перед выступлением в этом зале. Во-первых, потому что трепет – основа сценического существования артиста. Как писал Белинский? «О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!» А во-вторых, чувствуется, что сцена «намоленная». Поверьте, такое сейчас – редкость.
Пьесу «Муж, жена и сыщик» Питера Шеффера поставил сам Конкин, причем переписав текст английского драматурга практически заново. Он же, разумеется, блестяще сыграл и главную роль – сыщика, хотя ранее планировал играть другого персонажа – мужа (им в итоге стал харизматичный Юрий Анпилогов – артист театра Джигарханяна, знакомый зрителю по фильму «Брестская крепость»). Роль жены прекрасно исполнила очаровательная актриса театра и кино Елена Переслени. Все артисты – участники творческого объединения «Дети Мельпомены», художественным руководителем которого является, соответственно, сам Конкин.
– Сюжет нашего спектакля простой, – говорит Владимир Алексеевич, – даже, если хотите, банальный: муж подозревает жену в измене и нанимает частного детектива. Но мы не преследовали цели «развлечь» зрителя. Поэтому на сцене у нас нет никакой машинерии, никаких особых затей – это категорически не нужно! Здесь главное не внешний эффект – важно понять, что такое семья, почему она вдруг начинает рассыпаться, как сберечь любовь? А ведь ответ прост – нужно быть внимательнее друг к другу.
Действительно, по сегодняшним меркам концовка спектакля необычна. Никакого любовника у жены не оказалось, а своевременное вмешательство сыщика (парадоксально, но – человека одинокого, даже несчастного) помогло супругам по-новому взглянуть друг на друга и сохранить (это можно утверждать, несмотря на открытый финал) брак.
Спектакль – это своего рода бенефис Владимира Конкина. Премьера в 2011 году была приурочена к 40-летию творческой деятельности артиста и его 60-летию. Примечательно, что постановку Владимир Алексеевич посвятил памяти своей жены Аллы, которая скончалась в марте прошлого года. Вместе они прожили 39 лет…
– Как вы думаете, в современном искусстве возможны такие герои, как Павка Корчагин или Володя Шарапов?
– Об этом не надо спрашивать, это нужно делать! Возможны или нет? Сегодняшнюю киноиндустрию это просто не интересует. Как сказал Ницше, искусство нам дано, чтобы не умереть от истины. Но искусство, которое мы имеем сегодня, нам в этом деле не помощник. Сегодня чаще снимают штаны, а не кино. Бабушки, вместо того чтобы петь внукам колыбельные, читают «PlayGirl». Сегодня считается нормальным говорить о спектакле как о скучном, если в нем нет обнаженки и характерных телодвижений.
Открытия Большого театра (после ремонта. – Прим. авт.) я ожидал с ужасом. И не зря: чего стоит «Евгений Онегин»! В новой трактовке Онегина почему-то больше интересует Ленский. А Татьяну – Ольга. Зачем это? Зачем мат, без которого теперь не обходится каждая вторая постановка даже в МХТ? Нет, не для того существует театр. Мы, актеры, впрочем, как и вы, журналисты, – докторы Айболиты. И наше призвание – исцелять истерзанных жизнью людей – общество.
Спектакль «Муж, жена и сыщик» произвел неизгладимое впечатление на тверскую публику. Но вовсе не «стоячие» овации стали лучшей наградой артистам.
– Что меня порадовало, так это звенящая тишина в зале во время спектакля, – признался Владимир Конкин. – Это гораздо приятнее, чем аплодисменты. Но я не удивлен: известно, что Тверь – театральный город, а тверские зрители – публика, умеющая думать, чувствовать и сопереживать.
Александр Константинов,фото Ильдара АЮПОВА