НАВЯЗЧИВЫЙ СЕРВИС РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СПОСОБЕН ВЫЗВАТЬ АЛЛЕРГИЮ
Российские железные дороги – процветающая организация. В этом убеждаешься, едва попав на вокзал областного центра. Да что вокзал – уже на подступах к этой цитадели чётко осознаёшь: чужие здесь не ходят. И во исполнение этого правила РЖД не жалеет ни денег, ни человеческих нервов
Во что может превратиться поход на вокзал со скромной целью проводить ребенка, уезжающего на соревнования, красочно описывает в своём интернет-журнале тверская журналистка Лариса Мосолыгина.
Когда спортивная команда девочек с провожающими родителями, около 80 человек, направилась на электричку, работники перронного контроля сначала попытались заставить всех проходить через турникеты по билетам. Провожающих заворачивали, ссылаясь на вывешенное тут же объявление. Оно гласило, что поскольку понятия «провожающий» и «встречающий» законодательством не определены, то платить за проход к поездам должны все! А для несогласных рядом был написан междугородный номер, по которому можно было пожаловаться. Ну, разумеется, встречающие-провожающие только затем и ходят на тверской вокзал – жаловаться по межгороду…
В конце концов охрана просто открыла один турникет, и вся группа вышла на перрон. Следом как ни в чём не бывало на перрон прошёл и вокзальный бомж.
А провожавших железнодорожные секьюрити… выпустили с вокзала только через час. Охранники требовали от них оплатить выход с перрона. И если за вход провожающие заплатили 14 рублей, то за выход надо было отдать уже 28. Даже уговоры родителей с маленькими детьми не помогли. В итоге часть родителей купила-таки билеты, а самые находчивые узнали неофициальные ходы и выходы и вышли там.
Лариса задается в своём интернет-журнале вполне справедливыми вопросами. Чем занимается перронный контроль? Отловом «зайцев»? Но они носились через электричку всю дорогу до Москвы. Скорее всё же вымогательством, путем взятия заложников. И ещё – по каким законам перрон станции Тверь стал оккупированной территорией, куда запрещен выход? И разве взимание дани с встречающих и провожающих не противоречит положению Конституции о свободе передвижения? Кроме того, требование оплаты за выход на перрон – это навязывание ненужной платной услуги.
По итогам поездки Лариса вместе с другими неравнодушными родителями готовит заявление в ФАС, Роспотребнадзор и прокуратуру. Даже несмотря на то что эпизод на вокзале укрепил её во мнении: нашему государству глубоко плевать на чаяния, ожидания и желание своих граждан жить спокойно и по законам.
Кстати, один из читателей её истории уже посоветовал не ограничиваться этими инстанциями, а написать лично в блог Якунину. Только не плакаться, а поязвительнее: сатира и насмешка едва ли не последнее средство, которым можно пробить броню чиновного чванства.
Злополучные турникеты и правила прохода на перрон раздражают не только тверских пассажиров. Так, в декабре 2011 года транспортные прокуроры Западной Сибири проверили, как на местных железнодорожных вокзалах соблюдаются «права и свободы человека и гражданина». На пригородном вокзале станции Новосибирск-Главный для провожающих и встречающих ввели залоговую систему прохода через турникеты. Для прохода на платформу без билета по новым правилам требуется внести 50 руб. за «карту провожающего» или «карту встречающего», при выходе в город залог возвращается.
По мнению прокуратуры, тем самым железнодорожники нарушили конституционные права граждан без билетов, а также требования закона «О защите конкуренции» и Устава железнодорожного транспорта РФ. В прокурорской трактовке залоговая система, введенная на вокзале, попадает под «действия по ограничению нахождения на железнодорожном вокзале, перроне и платформе». По иску новосибирского транспортного прокурора суд уже подтвердил незаконность введенных на пригородном вокзале ограничений.
Не говоря обо всех направлениях движения со станции Тверь, приведём цифры только по такой организации, как ОАО «Московско-Тверская пригородная пассажирская компания». Именно она занимается пассажирскими перевозками на участке Москва – Тверь. Акционерами компании являются ОАО «РЖД» (50% акций), «Трансмашхолдинг» и администрация Тверской области (по 25% акций). Московско-Тверская пригородная пассажирская компания в первом квартале 2012 года перевезла 9,9 млн человек (3,3 млн человек в месяц), что на 16,5% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.
Судя по растущим показателям, люди пользуются железнодорожным транспортом всё активнее. По-видимому, такая тенденция сохранится и впредь. А это значит, что нагрузка на турникеты, и без того страшно замедляющие пассажиропоток, будет возрастать и возрастать. И, поскольку каждая система имеет свой предел прочности, в один прекрасный день число пассажиров достигнет такой критической массы, с которой никакие электронные загородки не справятся. Такой коллапс непременно произойдёт, вот только когда и чем он закончится — пока неизвестно. Но даже и гадать не хочется.
Иван КОРАБЛЁВ