Легко ли быть инвестором в Твери? Сегодня на наших страницах своим опытом инвестиций в тверскую экономику делится человек, реализовавший один из самых крупных инвестиционных проектов в Твери за последние годы, — Чхатвал Харминдер Сингх
Для чего делаются инвестиции? Если примитивно, то для извлечения прибыли. А если по-настоящему, то ещё и для того, чтобы приносить пользу людям. Соответственно, и инвесторы бывают разные.
Есть инвесторы, которые делают вложения, да и то, как правило, не своих средств, только с одной целью — получить прибыль, нисколько не задумываясь, будет ли доведён проект до конца, что это даст людям, обществу. На бытовом языке это называется «кидалово»… А есть настоящие инвесторы, которые, кроме естественного стремления бизнесмена получить прибыль, хотят ещё что-то сделать хорошего для города, области и страны. И что такой вот инвестор имеет? Благодарности, уважение? Нет! Имеет только проблемы. Вот мы построили торговый центр «Рубин», создали 2000 рабочих мест — и к нам претензии! Например, почему пробки теперь на проспекте Калинина? Разве в этом виноват тот, кто построил «Рубин»? Власти дали разрешение на строительство, они знали, что будет потом с транспортным потоком, там и до «Рубина» в час пик проехать было невозможно. Тогда почему ничего не предприняли по расширению дороги, не разрешили нам обустроить дополнительные автостоянки? Более того: когда мы согласовывали объект, мне сказали: построй сквозную дорогу от двора Пролетарки до проспекта Калинина. Мы построили. А общественный транспорт там до сих пор не ходит.
Снег чистить кто должен? По идее — муниципалитет. Но на практике всё ложится на плечи инвестора. Свою территорию мы, естественно, чистим, а заодно и окрестные улицы, которые должны чистить муниципалы. Но они этого не делают. Тогда почему налоги берут? И что получается? Торговая компания имеет парк тракторов. Это нормально? Мы заняты несвойственным для нас делом, отвлекаем средства. В итоге всё отражается на стоимости услуг или товара.
Несколько лет назад я пришёл к городским властям с предложением о том, чтобы построить в Твери гипермаркет, и попросил выделить мне землю. Они надо мной сильно смеялись и снисходительно объяснили, что лучше пригласят какую-нибудь иностранную торговую сеть, чем разрешат это сделать мне. Но я люблю Тверь, я здесь живу и хочу здесь строить свой бизнес, и в другую страну не поеду. А кто-то другой при таком инвестиционном климате, скорее всего, захочет куда-то потеплее переместиться.
Инвестор, как правило, что-то хочет построить. Значит, первое, что он должен сделать, — это купить землю. Вот тут и начинается первая «засада». По закону как? Если ты осуществляешь инвестиционный проект, то можешь землю — муниципальную или федеральную — либо выкупить, либо взять в аренду. Естественно, инвестор хочет выкупить, а власти, наоборот, хотят сдать в аренду, потому что это доход на долгие годы и рычаг влияния.
Затем — перевод земли. Это мина замедленного действия. Большие свободные территории, как правило, — на окраинах, это земли сельхозназначения. Город уже к ним вплотную подступил, и как сельхозугодья они не используются, но менять их целевое назначение все равно надо, а это долгий бюрократический процесс — время, деньги и нервы. Таким образом, на получение земли уходит полтора-два года, а иногда и гораздо больше. Только после этого можно заниматься проектом. А что такое проект? Это множество технических условий и экспертиз, что вроде бы логично и правильно, но они усложнены непомерным количеством согласований, пересогласований и отягощений. Пожарники, санэпидемстанция, археологи и много, много чего другого. Только на согласование фасадов «Рубина» у нас ушёл год. Год! А это же всё деньги: простои, утраченная прибыль, неполученные государством и муниципалитетом налоги. И люди. Люди, которые ждут работу, люди, которые хотят пользоваться новым удобным магазином.
Особый вопрос — коммуникации и энергоносители. Получить необходимый ресурс по электроэнергии или по газу подчас тяжелее, чем сделать всё остальное. Нет, никто вроде бы не отказывает. Надо сто киловатт — бери. А потом выясняется, что для этого нужно построить подстанцию, которая стоит миллионы. С газом порой бывает еще абсурднее — объект может находиться на трубопроводе среднего давления, а отводку сделать не разрешают, не хватает газа на всех. Ну как это может быть в стране, экспортирующей энергоресурсы?! Разве можно себе представить, чтобы в Европе не хватало газа — нашего, кстати — чтобы для инвестора существовали какие-то там лимиты на его получение? Наоборот, чем больше ты его покупаешь, тем тебе больше преимуществ. Почему Индия привлекательна для инвесторов? Там недорогая рабочая сила, во многом по этой причине произошёл экономический подъём. В России, по идее, должны быть недорогие энергоресурсы. Парадоксально, но мы этого почему-то не наблюдаем.
У НАС XXI ВЕК?
Зато наблюдаем много других непонятных вещей для страны, вступившей на путь модернизации. Оказывается, чтобы подключится к интернету, надо получить телефонную линию стоимостью около 200 тысяч рублей! Именно столько мы заплатили, чтобы через телефонную линию (а других вариантов нет) провести скоростной интернет в новом магазине в Ржеве. А ведь интернет нам нужен не для того, чтобы в «Одноклассниках» общаться, для нас интернет — производственная необходимость: передаём по нему бухгалтерские данные.
Что ещё не способствует успешному инвестированию? Это строители. Нет такой сильной компании, которая бы быстро и качественно строила «под ключ». Всё какие-то недоделки, нарушение технологий, сроков… Неудивительно, что в Москве, например, крупные, престижные объекты строят очень часто иностранные компании. Культура строительства начинается не на объекте, она там, скорее, заканчивается, а начинается с самой постановки дела. И о чём речь, если у строителей «откат» — это норма, если фирмы меняются как перчатки, чтобы уйти от ответственности. И судиться с ними очень тяжело: во-первых, часто фигурируют «фирмы-однодневки», во-вторых, что-либо доказать очень трудно, нужны дорогостоящие и долгие экспертизы. Легче нанять других строителей и всё переделать заново.
Банки и кредиты. Сами по себе банки работают относительно чётко и технологично, но какой продукт они предлагают? Очень недешёвые кредиты. Да, в Тверской области существует программа, по которой инвестор получает некоторую компенсацию по процентной ставке. А если инвестор не берет кредит, а вкладывает свои деньги из прибыли, то он не может рассчитывать на поощрение.
Конечно, в нашей строго централизованной стране очень многое зависит от Москвы. Но это вовсе не означает, что от местной власти ничего не зависит. Я вижу, что губернатор области, некоторые другие руководители заинтересованы в инвестициях и многое делают для их привлечения. Благодаря их усилиям, например, построен целый комплекс современных предприятий в Боровлёве, привлечены многие известные компании, в частности такой мировой бренд как «Hitachi». Но этого крайне мало! Конечно, руководство области не может отслеживать положение всех инвесторов, этого и не нужно делать, а нужно создать систему благоприятствования. И вроде бы такие намерения есть, но инициативы вязнут где-то, я бы сказал, на третьем уровне чиновничества. Эти люди, как мне кажется, абсолютно не мотивированы в ускоренном прохождении тех или иных проектов. У высоких руководителей есть какие-то стимулы стремиться, чтобы вверенная им территория процветала, по крайней мере, хочется в это верить. А рядовые чиновники стимулов не имеют, но от них очень многое зависит, главное — сроки. Нужно, чтобы всё крутилось быстро и при этом разумно, а значит, все винтики в сложном механизме управления должны быть разумными.
Какой мне видится поддержка инвестора? В бизнес-сообществе есть такая поговорка: «Помогать не надо, главное — не мешать». В каком-то смысле она актуальна и сейчас, но мы всё-таки живём не в 90-е годы, бизнес уже не такой изгой в обществе. В чем же может заключаться поддержка инвестора со стороны власти? Конечно же, необходимо упростить документооборот и свести к минимуму другие бюрократические преграды. Правда, это пожелание скорее относится к разряду «не мешать». А вот помогать нужно в первую очередь, участвуя хотя бы частично, в создании инфраструктуры для новых объектов. Ну ненормально это, когда объект начинается в голом поле, без коммуникаций, электричества, да ещё и с отягощениями. Вот решить для начала хотя бы эти два приоритетных вопроса — участие властей в создании инфраструктуры и устранение вопиющих бюрократических головоломок. И всё: инвестиционный климат сразу же станет более привлекательным!
А по большому счёту: и налоговые льготы для инвесторов должны быть, и обеспечена инфраструктура, и страхование инвестиций корректное, и работа с разрешительно-контролирующими органами по принципу «в одно окно» или с куратором от администрации (как в банке — для крупного клиента выделяется «персональный» менеджер). Много чего можно и нужно сделать. А начинать надо с законов. Причём местных законов. Если мы хотим быть инвестиционно привлекательным регионом, то должны принимать соответствующие законы. Пока их недостаточно. Сейчас зачастую бизнес всё еще ведётся «по понятиям», то есть кто с кем как сумел договориться. Это ненадёжно. «Большие» ещё как-то могут договариваться. А малый бизнес? У него минимальные шансы пробить железобетонную стену. Поэтому нужны хорошие законы.