Мне кажется, сегодня в мире нет людей, которые понимают, что происходит на самом деле в Москве в связи с акциями протеста и ответными действиями силовых правительственных структур. Чего добивается оппозиция?
Бунтуют в основном люди состоятельные и состоявшиеся – представители бизнеса, культуры. Те, кого называют средним классом. Почему? Кажется, Владимир Путин обеспечил стабильность, позволившую этим людям реализоваться, но больше всего они хотят, чтобы Путин ушел. Объяснить это подрывной деятельностью западных идеологических центров уже нельзя. Наверное, через гуманитарные миссии проводится некая работа, но, думается, усилия Запада производят минимальный эффект – причина волнений в Москве в самом российском обществе. Да и действия правоохранительных органов под влиянием истерии и страха в партии «Единая Россия» адекватными назвать нельзя.
Что мы знаем о России, о народах, которые ее населяют? Взгляните на карту. Россия – это Евразия. Но об истории формирования евразийских цивилизаций, евразийской ментальности современная наука ничего не знает. Она просто не изучает этот вопрос. Как следствие, мы ничего не знаем о российском обществе, поэтому власти в России в ХХI веке действуют по наитию. В России не приживаются западные общественные модели, рыночные механизмы не работают. Не работают и азиатские. В чем же дело?
Попробуем разобрать ситуацию с точки зрения знания древней истории Руси, истории становление религий в Евразии и евразийских ментальных сдвигов.
Среди оппозиционеров в Москве большинство – это люди, которые много раз бывали за границей. Они видели, как гуманно по отношению к человеку устроено западное общество, да и на Востоке зачастую жизнь более обустроена, чем у нас. Собственно, это сравнение не в пользу России и есть главная причина массовых волнений.
Судят по одежке. Первое впечатление от России – жуткие вокзалы и аэропорты, разбитые дороги, грязные фасады, мусор на улицах и везде криминальная опасность. Всюду охранники и полицейские, которых люди боятся больше, чем бандитов. Боятся власти, боятся депутатов, боятся коммерсантов. Все друг друга боятся. Когда возвращаешься из-за границы, это бросается в глаза.
Потом к этому привыкаешь, но начинаешь понимать глубинную нелепость организации жизни в России. Здесь действительно нигде никто не может чувствовать себя в безопасности. Здесь нет полиции и права. Вернее, они есть, но работают по очень странному алгоритму. Если на вас на тротуаре наехал лимузин высокого чиновника – далеко не факт, что в тюрьме окажется чиновник, а не вы, потому что кидаетесь под колеса уважаемого человека. Суд и следствие – это «телефонное право» или закулисная борьба покровителей. Чиновник может сесть в тюрьму, только если ваша «крыша» круче.
Это все знают, и все в этом живут. Однако средний класс после того, как побывал хотя бы в Турции и Испании, терпеть больше этого не хочет. Поэтому и волнения. Средний класс требует Закона. Президент Путин, к сожалению, дать этого самому ценному для государства классу и не может. Почему?
Итак, что мы знаем о России? У нас с приходом христианства отменили русскую историю; все, что было на Руси до призвания варяжского князя Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора (в 862 году), было умышленно забыто. Но именно там ответ: почему у нас действует не закон, а кон. И чем отличаются кон и закон?
Евразийская цивилизация (а Россия – ее преемница) формировалась на основе кочующих военных орд. Почти до современности дошло влияние одной из самых великих орд Чингисхана. Внутри орды действовал кодекс сложных правил, обрядов, построенных на интригах, обманах, лести, игре в кости. По сути, это было игрище, где на кону стояли свобода и жизнь. Правила игрищ определял кон.
В Индии сохранился эпос, привнесенный туда арийскими племенами с севера Евразии, – «Махабхарата». Там есть сюжет, как два арийских клана братьев Пандавов и Кауравов ведут переговоры о разделе сфер влияния. Система права «по кону» была в евразийских цивилизациях, согласно эпосу, очень развитой и регламентированной уже 5100 лет назад. С тех пор она только упрощалась.
«Махабхарата» – захватывающее чтение, похожее на киносериал о нравах современных мафиозных кланов. Пандавы проигрывают в кости свою свободу и общую на всех жену, но тут вмешиваются в спор влиятельные старейшины, и Пандавы принимают обряд-обязательство удалиться в лес на 12 лет. И безропотно этот обряд исполняют.
На Востоке в Китае законы орды трансформировались в конфуцианство, которое легло в основу ментальности и организации жизни современных китайцев. В Иране после появления ислама появились законы шариата. Это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая как Божественное установление.
Россия же как «два в одном». С одной стороны, она наследница вечевых демократий Валдая и Балтики, эллинской демократии Крыма и Боспорского царства на Азовском море. Но с другой стороны, Россия – это наследница степных орд Чингисхана. Как соединить правила кона с законом? Да и как вспомнить безбожному обществу древние законы чести? Почти невыполнимая задача.
На Руси до XVII века существовало право на основе православия, трансформированная модель русского национального права, базирующаяся на основе законов кона. Однако в XVII веке случился раскол, отделивший от Русской православной церкви часть верующих, которые не приняли реформ Никона.
В среде старообрядцев еще долго сохранялось «слово чести»; некоторые обычаи и нравы старообрядцев были, по сути, фрагментами древнего права кона, применяемого в орде, которое причудливо соединилось с христианской традицией. Однако на западе Европы христианская мораль соединилась с законом эллинских демократий – так родилось римское право.
Последние 400 лет – время укрепления Российского государства после Смутного времени и попытки утвердить в России вместо правил кона законы, базирующиеся на римском праве.
Однако в светском обществе в России после долгих лет воинствующего атеизма было разрушено ментальное ядро нации – ее христианская нравственность, мораль, что делает невозможным восприятия народом и правящей элитой ни правил кона, основанных на чести, ни правил римского права, основанных на равенстве прав граждан.
Тем не менее сегодня в России более архаичные правила кона остаются в виде традиций, укладов. Именно эти архаичные правила лежат в основе сегодняшней системы «телефонного права». Но она уже без чести и без совести. По сути, эта архаичная, выродившаяся правовая система является светской формой «права», действующего в уголовной среде. Древних правил чести уже никто не знает.
До последнего времени Владимир Путин умудрялся удерживаться на острие, балансируя между потомками Чингисхана и потомками жителей свободных городов. Устойчивость режима Путина объяснялась тем, что он был «третьим элементом» – по сути, арбитром между партией «силовиков» – наследников Чингисхана, возглавляемой Игорем Сечиным, и партией «либералов» – наследников граждан вечевых демократий, возглавляемой Дмитрием Медведевым. Но этот баланс удерживать все сложнее. Мне кажется, что Путин даже испугался среднего класса и ищет союзников в другом клане. Поэтому последовало странное назначение начальника цеха уральского завода Игоря Холманских полпредом президента в Уральском федеральном округе.
Люди хотят свободы и уважения своих прав, а потомки Чингисхана не могут этого допустить. Я недавно разговаривал с бывшим начальником ФСБ одной из областей Центральной России (не буду его называть). Так он произнес фразу: «Странные эти гражданские. Вообще они не люди. Им говоришь: надо сделать так и то, а они начинают рассуждать». Чем ему можно возразить?
Конфликт между «людьми орды» и людьми вечевых демократий в России вечен. Он разрешался всегда путем кровопролитного самоистребления в гражданской войне. Можно ли ее избежать?
Для этого правитель России должен создать новое право, которое бы устраивало и поклонников кона, и поклонников закона. Сделать это может только властитель России. В этом миссия Путина. Как он ее будет решать? И будет ли?
Геннадий КЛИМОВ