В гостях у преподобного Макария

23.05.2012, 11:31

В ГОРОДЕ КАЛЯЗИНЕ СОСТОЯЛИСЬ ПЕРВЫЕ МАКАРЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ

 

Тверская делегация с главой района у памятника Макарию Калязинскому19 мая в Калязине прошли первые Макарьевские краеведческие чтения, посвящённые преподобному Макарию Калязинскому. На конференции говорили о роли святого не только в истории Тверской области, но и всей России, проводили параллели между двумя величайшими русскими святыми, уроженцами тверской земли, – Макарием Калязинским и Нилом Столобенским и т. д.

Инициатором проведения чтений стал доцент МГУ им. М. Ломоносова, староста Кашинско-Калязинского землячества Ярослав Леонтьев. Его инициатива была поддержана главой Калязинского района Константином Ильиным, тем более что скоро в Калязине состоится большое событие – в рамках Большого Волжского крестного хода (который начнётся с истока Волги 26 мая) мощи преподобного Макария Калязинского будут перенесены из собора Белая Троица г. Твери в храм Вознесения Господня г. Калязина. Также, отметили участники конференции, дата совпала с днём рождения последнего русского императора, страстотерпца Николая II и Всемирным днём музеев, который отмечался накануне.

Среди тех, кто принял участие в чтениях, были видные деятели культуры из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Кашина,  Углича, Коврова Владимирской области, Борисоглебского поселка Ярославской области. Заседание открыли Константин Ильин и благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин. Они отметили, что Калязин с его знаменитой затопленной колокольней становится символом возрождения духовной жизни на Руси, и возвращение мощей преподобного Макария, проведение первых Макарьевских чтений лишь подтверждают это. В 2008 году в Калязине был открыт памятник чудотворцу Макарию, и с тех пор неоднократно производились попытки вернуть городу главную святыню – его мощи, но они увенчались успехом лишь недавно, так как раньше для этого не было условий.

Символ Калязина - знаменитая колокольня– В каждой церкви есть частица мощей того или иного святого, но иметь полные мощи – это большая радость для любого храма, – сказал отец Евгений. – Пять веков мощи святого Макария Калязинского были в Калязине, чудом сохранились в годы лихолетья и теперь возвращаются обратно. (О чудесных случаях исцеления от мощей Макария Калязинского поведала в своём докладе профессор кафедры истории мировой литературы РАО Елена Конявская. – Прим. авт.) Символично, что Большой Волжский крестный ход традиционно начинается в Осташкове – месте подвижничества преподобного Нила Столобенского, а заканчивается в Калязине – там, где совершал свой духовный подвиг преподобный Макарий.

Главный библиотекарь научной библиотеки Тверского государственного университета Галина Гадалова в свою очередь рассказала, что память преподобного Макария чтится пять раз в году (что свидетельствует о почитании святого далеко за пределами тверской земли). Однако она посетовала на то, что нет ни одной миниатюры с изображением святого (как рассказала старший научный сотрудник Тверской областной картинной галереи Ната Майорова, над образом Макария Калязинского работал великий русский художник Алексей Венецианов – это была его последняя работа, которую он не успел закончить из-за трагической гибели).

Другая выступающая – доцент Московского государственного лингвистического университета Ирина Пономарёва – напомнила о том, что происходил Макарий Калязинский (в миру – Матвей Васильевич Кожин) из родовитой семьи (его брат был тверским епископом), а местечко, где он родился, теперь называется Кожино (в Кашинском уезде Тверской губернии).

Было приведёно немало любопытных фактов и про сам Калязин: скорее всего, город получил своё название от имени местного землевладельца Ивана Каляги (или Калязя), который будто бы пожертвовал землю под устройство монастыря. По другим источникам, он, напротив, не хотел устройства монастыря на своей земле и даже пытался убить преподобного Макария. Как отметил протоиерей Евгений Морковин, то, что город был назван в честь противника Макария Калязинского, а не в честь его самого, говорит о большом смирении преподобного, который жил по евангельскому принципу: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

Примечательными были и взгляды из Ярославской и Владимирской областей: директора Ковровского историко-мемориального музея Ольги Моняковой и директора Ивановской средней школы из Борисоглебского района Ярославской области Владимира Мартышина. Они рассказали о связях Макария Калязинского с Владимирской и Ярославской областями. Так, в главном храме Коврова (город получил своё название от имени князей Ковровых) есть придел в честь Макария Калязинского, а борисоглебский святой Иринарх-затворник совершал свои духовые подвиги, в том числе вдохновившись примером Макария Калязинского. Также выяснилось, что в посёлке Борисоглебский, как и в Калязине, есть памятник князю Михаилу Скопину-Шуйскому (в Калязине, где произошло победное сражение с литовцами, памятник предводителю русского войска был установлен в 2009 году).

На третьей части конференции, которая прошла в форме круглого стола, докладчики обменивались мнениями (а обсудить было что, так как, по всеобщему признанию, не прозвучало ни одного «пустого доклада»: в частности, были высказаны пожелания сделать такие чтения ежегодными, а также изменить название – так как в Можайске уже существуют Макарьевские чтения, посвящённые памяти святителя Макария, митрополита Московского). По завершении конференции участники отправились возлагать цветы к памятникам Макарию Калязинскому и Михаилу Скопину-Шуйскому, прошлись по старой части города Калязина. Менее чем через месяц сюда прибудут участники Большого Волжского крестного хода, которые также обязательно вспомнят о святом Макарии, под покровом которого в очередной раз соберутся православные земли тверской (и не только). 

Алёна ВОЛКОВА

29 0
Лента новостей
Прокрутить вверх