В рамках состоявшейся недавно в Москве научно-практической конференции «Железнодорожное машиностроение: конструкторские решения и разработки», организованной Объединением производителей железнодорожной техники (НП «ОПЖТ») при поддержке Института проблем естественных монополий (АНО «ИПЕМ), обсуждалось положение на Тверском вагоностроительном заводе. В конференции приняли участие руководители и ведущие технические специалисты ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмашхолдинг», представители 169 компаний-производителей железнодорожной техники и компонентов, в числе которых была и делегация ТВЗ.
Тверской вагоностроительный завод и его новая продукция в ходе конференции упоминались многократно. Выступая с докладом на пленарном заседании, генеральный директор ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрей Андреев подробно рассказал об инновационных новинках компаний, входящих в холдинг. В этой связи был упомянут новый модельный ряд вагонов, выпускаемых ТВЗ, в том числе международные вагоны габарита RIC – совместный проект ТВЗ и концерна Siemens, турные вагоны – вагоны сопровождения специального подвижного состава. И конечно, двухэтажные вагоны, из которых будут формироваться поезда межрегионального сообщения. Предполагается, что такие поезда, состоящие из вагонов трех классов – бизнес, стандарт и эконом, – будут эксплуатироваться на маршрутах, связывающих Москву и крупные областные центры европейской части России, а также будут использованы в обслуживании гостей Олимпиады в Сочи. Двухэтажные вагоны будут изготавливаться на площадке завода «Центросвар», к настоящему моменту практически завершена ее подготовка. Как сообщил в своем докладе глава «Трансмашхолдинга», уже подписан контракт на закупку двухэтажных вагонов, в этом году будут сделаны их опытные образцы и «Трансмашхолдинг» приступит к их испытаниям. А в следующем году планируется выпустить 50 таких вагонов, из которых будет сформировано два состава.
Более подробный и детальный разговор о новых тенденциях в пассажирском вагоностроении и о проблемах в этой сфере состоялся на профильной секции пассажирского вагоностроения и городского рельсового транспорта. Модератором секции был и.о. генерального директора ОАО «ТВЗ» Евгений Вожакин, что опять же стало еще одним косвенным подтверждением лидерских позиций Тверского вагонзавода в своем сегменте рынка.
К слову, именно Вожакина работники ТВЗ считают наиболее вероятным претендентом на должность руководителя предприятия после ухода Александра Василенко, как предполагают, «на хозяйство» на Брянский машиностроительный завод. Авторитета среди заводчан ему не занимать: Евгений Евгеньевич имеет успешный опыт руководства корпусом малых серий – одним из самых сложных и ответственных участков ТВЗ, где изготавливается уникальная техника; воздавая должное его организаторским способностям, коллектив предприятия выдвигал его кандидатом в депутаты Тверской гордумы. В то же время есть и другие прогнозы относительно кандидатуры новосела в гендиректорском кресле: обсуждается версия о том, что его, возможно, выдвинут из рядов топ-менеджмента «Трансмашхолдинга».
Мощности завода рассчитаны на выпуск 1200 пассажирских вагонов в год. При этом ежегодные потребности «Российских железных дорог» в новых вагонах составляют, исходя из необходимости обновления изрядно обветшавшего парка подвижных составов, до тысячи таких вагонов. Складывая эти слагаемые, как 2+2, очень трудно понять, отчего заказ Федеральной пассажирской компании для ТВЗ в этом году составил весьма скромную цифру – 342 вагона? Вот как объяснил ситуацию, отвечая на этот наш вопрос на брифинге, Андрей Андреев:
– Что касается пассажирских вагонов, то, как известно, сегодня заказ формируется из того объема финансовых средств, которым располагает Федеральная пассажирская компания (ФПК). И при том, что ОАО «РЖД» планировало закупать по тысяче пассажирских вагонов ежегодно, но в этом году в силу объективных причин финансовых возможностей ФПК хватило только на то, чтобы заказать у ведущего производителя пассажирских вагонов – Тверского вагонзавода — всего 342 вагона. Однако при этом ТВЗ был сделан заказ на 200 вагонов RIC, а это значительные инвестиционные вложения в выпуск продукции, предназначенной для использования на железных дорогах Европы.
– Мы плотно работаем с Правительством РФ, доказывая необходимость выделения дополнительных средств, – подчеркнул Андрей Андреев. – И насколько известно, правительство относится к этим нашим нуждам с пониманием, и на следующий год мы уже прорабатываем возможность поставки 600 вагонов. В целом, я думаю, эта ситуация выправится, потому что анализ показывает, если этот спрос опять отложить, то уже через три года придется ежегодно закупать уже более чем по тысяче вагонов. А сегодняшний пассажир требовательный, в старых, некомфортных вагонах ездить не хочет.
Светлана БАКАРДЖИЕВА