Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Эммануил Виторган: «Героев-любовников играл еще в школе»

23.02.2011, 00:00

    В минувший уик-энд на сцене Тверского театра драмы мастер исполнил роль Шумана
    «Это история личного характера, связанная с великим композитором, его замечательной женой — пианисткой Кларой Вик и не менее великим композитором Брамсом. Я играю Шумана. Как вы понимаете, я в театре и кино прожил огромное количество жизней. Но такую, когда человек ради возрождения немецкой музыки, ради профессии отдает самое дорогое, что у него было в жизни — любовь к жене, я ещё не играл», — так говорит о своей роли народный артист России Эммануил Виторган.
    Эммануила Гедеоновича мы застали на сцене драмтеатра, где он руководил установкой декораций. Антреприза — как бы лакмусовая бумажка для актера. Всегда видно, кто на самом деле готов работать, и работает на износ где бы то ни было, будь то столичный театр или провинциальный. Виторган же приехал в Тверь не только как актёр, но и как руководитель всего проекта. Было видно, как он напряжён и взволнован. А ведь впереди — спектакль. Однако, давно зная Эммануила Гедеоновича как человека интеллигентного и отзывчивого, я нисколько не удивился тому, что, вопреки ситуации, мастер не отказал в большом интервью для нашей газеты.
    — Вы родились в Баку, ваши детство и юность прошли в самых разных городах страны, потом была учеба и работа в Ленинграде. Но вот вы уже долгие годы живёте в Москве. Этот город стал для вас родным?
    — Мой родной город — Астрахань, где я пускай и не родился, но там лежат на кладбище мои родители и племянник. Всем остальным городам я благодарен… В Москве я живу дольше всего и думаю, для профессии это самое лучшее место, конечно.
    — Что можете сказать о театре им. Маяковского — именно ему вы отдали большую часть «московских» лет?
    — Могу сказать лишь несколько слов: я ушел оттуда пять лет назад. И создал театр Эммануила Виторгана, который собственно и приехал сегодня к вам в Тверь со своим спектаклем. В своем театре я имею возможность выбирать для постановки пьесу, в которую я хочу, приглашать тех артистов, которых я хочу, могу сам выбирать художников, режиссеров… Это хорошо: надоело подчиняться. Особенно бездарным людям с не очень чистой совестью. Я в своей жизни к своему удовольствию и счастью работал с такими людьми, что может позавидовать любой.
    — Для «немосквичей» Эммануил Виторган — прежде всего актёр кино. В следующем году на экраны выйдет фильм «Пистолет Страдивари» с вашим участием, также ожидается «Московская сказка» и сериал «Морпехи»? Что посоветуете смотреть прежде всего?
    — Тем, кто любит и знает — пусть смотрят всё! А если что-то не понравится… Я хочу, чтобы зритель понимал: в эту работу (вообще в кино) — вложен большой труд. А не получилось — ничего не поделаешь, исправить уже невозможно.
    — Десять лет назад вы вели актерский курс при ВГИКе. Наверно только мы с Марусей Митяевой (тогда супругой популярного барда. — Прим. авт.) занимались исключительно для себя. Остальные — хотели стать актерами. Что-то из этого получилось?
    — К сожалению — «что-то». В актерской профессии из всей группы осталась только половина. Некоторые снимаются в кино, сериалах… Но узнаваемых, звёздных, имен среди них пока нет. С тех пор я курса не набирал. Хотя предлагали и ВГИК, и «Щука», и ГИТИС. Но я отказывался, чувствуя жуткую ответственность: как потом устроить ребят? Успех в актерской профессии зависит от очень многих обстоятельств.
    — А что насчёт вас? Вам повезло или талант пробил дорогу?
    — В нашей семье не было никого, кто бы имел отношение к искусству — и папа, и мама, и старший брат. Но в семье не без урода: это про меня. У моего друга родители были артистами, в связи с чем я часто бывал в театре, за кулисами… И вот в классе четвёртом эта «зараза» в меня и вошла. Дальше я просто не представлял, что могу заниматься чем-то иным. Вплоть до окончания школы посещал драмкружок во дворце пионеров — играл героев-любовников (смеётся). А после мне повезло: поступил в Ленинградский государственный театральный институт на курс замечательного педагога Бориса Вульфовича Зона. У него учились и Алиса Фрейндлих, и Сережа Юрский…
    — А в Москве вам удалось обзавестись собственным театром и не только им.
    — На самом деле на Остоженке существует «Культурный центр Эммануила Виторгана» и театр — одна из его составляющих. В нём мы проводим различные вечера — литературные, джазовые, творческие встречи моих коллег, показываем фильмы, которые пролежали на полке по двадцать лет и неизвестны зрителю. Идея создать такой центр появилась очень давно. Мэр Лужков пообещал помочь. Помощи пришлось ждать года два. В итоге мы получили это помещение.
    — У вас четыре внука. Они пойдут по вашим стопам?
    — Некоторые рвутся. Тем, кто воспитывается в артистической среде, это свойственно. Как пример — мой сын: он актёр и режиссёр. Или дочь, которая уже двадцать с лишним лет работает директором дома культуры на Валааме.
    — Династия Виторганов продолжается?
    — Продолжается. Я ведь теперь прадедушка. И кто знает, может, мой правнук тоже пойдёт в актерскую профессию.
    — Вы в Твери раньше бывали?
    — Конечно, много раз. Хочу сказать, что это поистине театральный город: здесь отличная — интеллигентная, а значит, требовательная публика.
    — Да, как и его художественный руководитель. Вера Андреевна — оплот тверских театральных традиций!
    — Я сам не поверил! Спрашиваю сегодня: это всё она же? Говорят — да. Как здорово, думаю. Это ведь редчайший случай, чтобы театром человек руководил столько лет! Хотя мой друг детства (выпускник «Щуки») в Астрахани тоже долго — сорок лет возглавляет театр. Это замечательно!

    Александр КОНСТАНТИНОВ

33 0
Лента новостей