В минувший уик-энд на сцене Тверского театра драмы мастер исполнил роль Шумана
«Это история личного характера, связанная с великим композитором, его замечательной женой — пианисткой Кларой Вик и не менее великим композитором Брамсом. Я играю Шумана. Как вы понимаете, я в театре и кино прожил огромное количество жизней. Но такую, когда человек ради возрождения немецкой музыки, ради профессии отдает самое дорогое, что у него было в жизни — любовь к жене, я ещё не играл», — так говорит о своей роли народный артист России Эммануил Виторган.
Эммануила Гедеоновича мы застали на сцене драмтеатра, где он руководил установкой декораций. Антреприза — как бы лакмусовая бумажка для актера. Всегда видно, кто на самом деле готов работать, и работает на износ где бы то ни было, будь то столичный театр или провинциальный. Виторган же приехал в Тверь не только как актёр, но и как руководитель всего проекта. Было видно, как он напряжён и взволнован. А ведь впереди — спектакль. Однако, давно зная Эммануила Гедеоновича как человека интеллигентного и отзывчивого, я нисколько не удивился тому, что, вопреки ситуации, мастер не отказал в большом интервью для нашей газеты.
— Вы родились в Баку, ваши детство и юность прошли в самых разных городах страны, потом была учеба и работа в Ленинграде. Но вот вы уже долгие годы живёте в Москве. Этот город стал для вас родным?
— Мой родной город — Астрахань, где я пускай и не родился, но там лежат на кладбище мои родители и племянник. Всем остальным городам я благодарен… В Москве я живу дольше всего и думаю, для профессии это самое лучшее место, конечно.
— Что можете сказать о театре им. Маяковского — именно ему вы отдали большую часть «московских» лет?
— Могу сказать лишь несколько слов: я ушел оттуда пять лет назад. И создал театр Эммануила Виторгана, который собственно и приехал сегодня к вам в Тверь со своим спектаклем. В своем театре я имею возможность выбирать для постановки пьесу, в которую я хочу, приглашать тех артистов, которых я хочу, могу сам выбирать художников, режиссеров… Это хорошо: надоело подчиняться. Особенно бездарным людям с не очень чистой совестью. Я в своей жизни к своему удовольствию и счастью работал с такими людьми, что может позавидовать любой.
— Для «немосквичей» Эммануил Виторган — прежде всего актёр кино. В следующем году на экраны выйдет фильм «Пистолет Страдивари» с вашим участием, также ожидается «Московская сказка» и сериал «Морпехи»? Что посоветуете смотреть прежде всего?
— Тем, кто любит и знает — пусть смотрят всё! А если что-то не понравится… Я хочу, чтобы зритель понимал: в эту работу (вообще в кино) — вложен большой труд. А не получилось — ничего не поделаешь, исправить уже невозможно.
— Десять лет назад вы вели актерский курс при ВГИКе. Наверно только мы с Марусей Митяевой (тогда супругой популярного барда. — Прим. авт.) занимались исключительно для себя. Остальные — хотели стать актерами. Что-то из этого получилось?
— К сожалению — «что-то». В актерской профессии из всей группы осталась только половина. Некоторые снимаются в кино, сериалах… Но узнаваемых, звёздных, имен среди них пока нет. С тех пор я курса не набирал. Хотя предлагали и ВГИК, и «Щука», и ГИТИС. Но я отказывался, чувствуя жуткую ответственность: как потом устроить ребят? Успех в актерской профессии зависит от очень многих обстоятельств.
— А что насчёт вас? Вам повезло или талант пробил дорогу?
— В нашей семье не было никого, кто бы имел отношение к искусству — и папа, и мама, и старший брат. Но в семье не без урода: это про меня. У моего друга родители были артистами, в связи с чем я часто бывал в театре, за кулисами… И вот в классе четвёртом эта «зараза» в меня и вошла. Дальше я просто не представлял, что могу заниматься чем-то иным. Вплоть до окончания школы посещал драмкружок во дворце пионеров — играл героев-любовников (смеётся). А после мне повезло: поступил в Ленинградский государственный театральный институт на курс замечательного педагога Бориса Вульфовича Зона. У него учились и Алиса Фрейндлих, и Сережа Юрский…
— А в Москве вам удалось обзавестись собственным театром и не только им.
— На самом деле на Остоженке существует «Культурный центр Эммануила Виторгана» и театр — одна из его составляющих. В нём мы проводим различные вечера — литературные, джазовые, творческие встречи моих коллег, показываем фильмы, которые пролежали на полке по двадцать лет и неизвестны зрителю. Идея создать такой центр появилась очень давно. Мэр Лужков пообещал помочь. Помощи пришлось ждать года два. В итоге мы получили это помещение.
— У вас четыре внука. Они пойдут по вашим стопам?
— Некоторые рвутся. Тем, кто воспитывается в артистической среде, это свойственно. Как пример — мой сын: он актёр и режиссёр. Или дочь, которая уже двадцать с лишним лет работает директором дома культуры на Валааме.
— Династия Виторганов продолжается?
— Продолжается. Я ведь теперь прадедушка. И кто знает, может, мой правнук тоже пойдёт в актерскую профессию.
— Вы в Твери раньше бывали?
— Конечно, много раз. Хочу сказать, что это поистине театральный город: здесь отличная — интеллигентная, а значит, требовательная публика.
— Да, как и его художественный руководитель. Вера Андреевна — оплот тверских театральных традиций!
— Я сам не поверил! Спрашиваю сегодня: это всё она же? Говорят — да. Как здорово, думаю. Это ведь редчайший случай, чтобы театром человек руководил столько лет! Хотя мой друг детства (выпускник «Щуки») в Астрахани тоже долго — сорок лет возглавляет театр. Это замечательно!
Александр КОНСТАНТИНОВ