МАРШРУТКИ-УБИЙЦЫ НА ГОРОДСКИХ УЛИЦАХ
Серьёзная авария, произошедшая в Твери с участием маршрутки №27 и пожарной машины, ужаснула всю страну. Пострадали 18 (!) человек. Что это? Халатное отношение властей к выбору перевозчиков или пофигизм самих водителей? И почему чиновники бьют тревогу лишь после того, как грянул гром?
ОБ АВАРИИ
Итак, 22 мая около 22.30 на проспекте Калинина возле торгового центра «Рубин» столкнулись маршрутное такси №27 и пожарная машина (марки «КамАЗ»). Как выяснилось позже, спасатели мчались на улицу Красной слободы, где случился пожар.
Однако в момент, когда колонна из трёх пожарных расчётов поворачивала с проспекта Калинина на улицу Виноградова, в неё на полной скорости влетела маршрутка №27 с 19 пассажирами «на борту».
На место ДТП тут же выехали бригады скорой медицинской помощи, в больницу с различными травмами доставлены шесть пассажиров (в том числе и водитель маршрутки, которого госпитализировали с сотрясением головного мозга, переломом челюсти), и
12 человек обратились за помощью самостоятельно. Таким образом, всего пострадали
18 человек, трое из которых в тяжелом состоянии, одна женщина — в реанимации. На сегодняшний день жизни пациентов ничто не угрожает.
И тут, как в любом ДТП, обе стороны не считают себя виноватыми. По мнению самих спасателей, водитель маршрутки видел, как пожарные поворачивали со спецсигналами и включенным поворотником, но тем не менее продолжил движение, не сбавив скорости. По одной из версий, за несколько секунд до столкновения водителю передавали деньги за проезд, и тот ненадолго отвлёкся и не заметил, как пожарная машина с рельс перестроилась влево.
В свою очередь водитель маршрутки №27, выходец из Средней Азии Фаид Зохоров, клянётся, что у пожарной машины поворотники не были включены. В полной его невиновности уверен и владелец маршрута ИП Дмитрий Шилов. Что, собственно, неудивительно.
Мы сейчас не будем делать выводы о виновности-невиновности того или другого водителя. Предоставим это следствию. Тем более что уголовное дело уже возбуждено.
— Следственным управлением по данному факту возбуждено уголовное дело по ч.1
ст. 264 УК РФ. После проведения расследования будет установлено, кто из водителей виноват в данном дорожно-транспортном происшествии. В процессе будут опрошены сами водители, пассажиры, другие свидетели. Уже изъята видеозапись ДТП с камер наружного наблюдения с проспекта Калинина, — говорит руководитель отдела организационно-аналитической работы и пропаганды БДД УГИБДД УМВД России по Тверской области Денис Черных.
Кто бы ни был виноват в этой страшной аварии, водитель пассажирской маршрутки обязан был трижды подумать, прежде чем лететь на поворот. Во-первых, спасательный расчёт со спецсигналами просто так не мчится. Во-вторых, у маршрутчика за спиной
19 ни в чём не повинных пассажиров, за жизнь которых он в ответе.
«ИЗВИНИТЕ, НЕ ВИДЕЛ»
Пять минут страха, и ты на месте — знакомая поговорка, не правда ли?
Так говорят о курсирующих по городам России маршрутках. Что греха таить, появившиеся на рубеже веков жёлтые «газели» вызвали бурю положительных эмоций у горожан: быстрая езда, остановка по требованию, ожидание транспорта сократилось до нескольких минут. Но эйфория прошла, и мы наконец осознали, что нет более опасного общественного транспорта, чем примелькавшиеся маршрутки.
И в первую очередь опасность исходит от самих водителей, многие из которых – выходцы из стран ближнего зарубежья. Не знаю, насколько развита у них культура вождения на родине, но от тех трюков, которые они выделывают на дорогах в России, волосы дыбом встают. Грешат и наши соотечественники, но почему-то в аварии чаще попадают именно приезжие. Кроме того, некоторые водители находятся за рулём по 15 и более часов. В путевом листе Фаида Зохорова указано, что в рейсе он находился без малого 18 часов. Правда, владелец транспортного средства утверждает, что мужчина трижды уходил на двухчасовой перерыв. Сейчас эти сведения проверяют следственные органы.
Нередко приходится наблюдать, как маршрутчики тут же трогаются с места, едва за пассажиром закрывается дверь. И совершенно неважно, успел он присесть на свободное место или же за что-то уцепиться, если таковых не оказалось (не секрет, что, вопреки строжайшим запретам Госавтоинспекции, многие из нас готовы прокатиться стоя: главное — не опоздать на работу). А бывает, что люди просто не успевают закрыть дверь и вылетают из транспорта прямо на проезжую часть.
Вспоминаю случай, как в маршрутку зашла женщина с маленьким ребенком на руках. «Газель» тут же трогается, и малыша просто чудом ловит один из пассажиров. Конечно, все дружно «налетели» на маршрутчика, который на ломаном русском пытался оправдаться: «Не видел».
Таких примеров масса. И в этом есть немалая доля нашей вины – пассажиров. Пример: в той же Твери водитель 55-й маршрутки пролетает на красный сигнал светофора на улице Вагжанова, у поворота на Восточный мост. Один из пассажиров, заметивший всё это безобразие, прокричал: «Что ж ты делаешь?!» — на что женщина, стоящая рядом, его упрекнула: «Что вы кричите?! Ничего же не случилось – ведь проскочили. Не отвлекайте водителя!» Тут, само собой, мнения пассажиров разделились, и поездка превратилась в скандал. Получается, пока одни сетуют за нашу безопасность, другие сетуют на нарушителей – «ничего не случилось». Водитель же маршрутки что-то твердил на своём, и лишь изредка проскальзывали знакомые русские фразы: «Не видел! Извините».
Из последнего: на следующий день после аварии водитель всё того же 55-го «пазика» летел так, что едва успевал тормозить на остановках. Напрашивается вопрос: трагедия, произошедшая днём ранее, никого и ничему не научила?
КОМУ МЫ ДОВЕРЯЕМ ЖИЗНЬ?
Каждый раз, увидев за рулем общественного транспорта иностранца, задаюсь вопросом: кому мы доверяем жизнь? И дело не в национальности.
На сегодняшний день в Твери трудятся около 150 перевозчиков, многие из которых добросовестные предприниматели, трудоустраивающие водителей строго по закону.
Как сообщили «Каравану» в пресс-службе УГИБДД УМВД России по Тверской области, если гражданин приехал из любой страны со своим национальным водительским удостоверением, то, пройдя теоретический курс вождения (при наличии на руках российских паспорта и прописки), получает отечественные права и право на перевозку пассажиров. При этом стаж вождения на грузоперевозках у него должен быть не менее трёх лет (кстати, попавший в аварию 29-летний водитель маршрутки №27 Фаид Зохоров в этом плане «чист», несколько лет назад он в Тверской автошколе выучился на категорию «Д». До этого у него уже имелось национальное удостоверение категории «В»).
Но есть и недобросовестные перевозчики. До сих пор нередки случаи, когда за рулём маршрутки оказывается человек, не имеющий на это право. Как подтвердили всё в той же Госавтоинспекции, зачастую мигрантов-нелегалов трудоустраивают в фирму пассажирских перевозок как разнорабочих. Но они каким-то чудом оказываются на маршруте. Им мы доверяем жизнь. Многие из нелегальных приезжих в лучшем случае имеют национальное водительское удостоверение, в худшем – не имеют вообще.
Тем не менее страшная авария у «Рубина» заставила чиновников принять меры. Как говорится, пока гром не грянет… и общественность не возмутится.
– Мы соберем всех представителей некоммерческих партнерств, предупредим о необходимости проведения дополнительных инструктажей с водителями подвижного состава. Данное происшествие ещё раз доказало тот факт, что практика конкурсного отбора перевозчиков на городские маршруты, опробованная на двух из них в прошлом году, должна охватить все маршруты. По итогам конкурсов перевозки пассажиров будут осуществлять добросовестные предприниматели, у которых есть хороший подвижной состав и квалифицированные водители, – сообщил начальник отдела транспорта администрации города Твери Михаил Суханов. – Сейчас идёт подготовка документации к проведению конкурсных процедур.
И почему у нас все наоборот? Почему мы не работаем на опережение? И только аварии заставляют задуматься о принятии мер. Так, трамвай, вставший посередине моста, напомнил чиновникам о ветхости электротранспорта и дорожного полотна.
НА ЧЁМ МЫ ЕЗДИМ?
Правда, на чём? После официальной информации, в которой было сказано, что авария случилось с пассажирской маршруткой марки «Газель», лишь знающие люди смогли опровергнуть этот факт. Оказалось, что к Горьковскому автозаводу данная маршрутка отношения не имеет.
— В сообщениях ряда информационных агентств указано, что попавшей в аварию «маршруткой» был микроавтобус «газель» ГАЗ-322132. Данная информация ошибочна, — сообщает пресс-секретарь Горьковского автомобильного завода «Группы ГАЗ» Павел Ерасов. — Анализ фотографий с места события показывает, что в аварию попал каркасный микроавтобус «Рута» украинского производства. Эти транспортные средства не являются микроавтобусами марки «Газель». Они изготавливаются сторонними производителями самостоятельно, на базе шасси автомобилей ГАЗ. Технологически это означает, что компания закупает грузовой автомобиль «газель» и самостоятельно его переоборудует, устанавливая вместо грузовой пассажирскую надстройку. Полученные таким образом автомобили не сертифицированы в России, не имеют одобрения Горьковского автозавода, а их производители не являются сертифицированными доработчиками автомобилей марки ГАЗ. В результате в конструкции подобных машин могут присутствовать элементы, которые не отвечают требованиям по безопасности, предъявляемым к серийным микроавтобусам производства Горьковского автозавода.
И вот что удивительно, не прошедшие сертификацию микроавтобусы почему-то колесят спокойно по Твери. И оказывается, только по Твери. Как они вообще были допущены к эксплуатации автонадзорными органами, если даже у себя на родине, на Украине, от этого вида транспорта отрекаются?
Привожу слова с одной пресс-конференции украинского вице-премьера Бориса Колесникова: «Нельзя машины, предназначенные для перевозки грузов, переоборудовать у нас в пассажирские в целях экономии. На Украине не будет никаких перевозок нелицензионным транспортом. А лицензию получить на переделанный автобус невозможно».
У них невозможно, а в Твери — пожалуйста.
Мы, конечно, понимаем, что жёлтые маршрутки никуда с наших улиц не денутся. Но хотелось бы точно знать, что по улицам ездит технически исправный транспорт с адекватными водителями. А пассажир – это не просто бездушный источник прибыли для бизнесмена, а живой человек.
СПРАВКА «КАРАВАН+Я»
Аварии маршруток в Твери
Декабрь 2009 года. На Восточном мосту переворачивается маршрутка с пассажирами, четверо из которых получили серьёзные травмы и были госпитализированы.
Декабрь 2010 года. Водитель маршрутки при попытке обогнать другое авто, на скользкой дороге не справился с управлением и врезался в столб. В результате одна пассажирка получила сотрясение головного мозга, другая — черепно-мозговую травму и перелом голени.
Октябрь 2011 года. На Волоколамском проспекте Твери «газель» наехала на припаркованный у края проезжей части грузовик. Четверо пассажиров маршрутки госпитализированы в 4-ю городскую больницу. По словам очевидцев, водитель во время движения отвлёкся, пересчитывая деньги.
Январь 2012 года. На Санкт-Петербург-ском шоссе, в районе 5-го роддома, перевернулось маршрутное такси. Водитель на летней резине выехал на встречную полосу и врезался в «Волгу». В итоге пострадало шесть человек: четверых пассажиров маршрутки, водителя и пассажира «Волги» госпитализировали.
Безусловно, это далеко не все примеры. По данным пресс-службы УГИБДД по Тверской области, в 2010 году в ДТП с участием маршрутных такси пострадали 56 человек, 5 из которых погибли. В 2011 году — более 40 пострадавших, и такая же практически цифра за пять месяцев текущего года.
Вера ПАКИНА, Фото с сайта УГИБДД УМВД России по Тверской области