В редакцию «Каравана» обратились взволнованные читатели, рассказавшие, что в часовне, которая раньше принадлежала Николо-Малицкой обители, что в Тверской области, происходит нечто странное: судя по всему, в ней устроили… сауну.
– Мы не знаем наверняка, но всё, что видели своими глазами, можем рассказать, – сообщили эти верующие люди, которые, правда, отказались назвать имена: хотя гонения на церковь и прекратились, время всё ещё продолжает оставаться неспокойным.
Одинокий дом, расположенный напротив базы «Динамо», знаком, наверное, каждому, кто выезжал из Твери в сторону Санкт-Петербурга. Окружённый бетонным забором, он надёжно скрыт от посторонних глаз (в летнее время этому способствуют ещё и деревья). Взору путников открывается лишь двускатная серебристая крыша – это и есть здание часовни. Сейчас там находится жилой дом, из трубы которого тянется дымок, а с обратной стороны разбросаны дрова. В светлое время суток тут очень тихо и спокойно, и заподозрить что-либо неладное просто невозможно.
Но с наступлением вечера, по словам очевидцев, всё меняется: здесь начинает твориться форменное безобразие:
– Это самый настоящий шабаш, – возмущённо делятся они. – Играет музыка, подъезжают автомобили, какие-то размалёванные, полуголые, пьяные девицы мечутся, их за волосы затаскивают обратно в дом. Так как дом расположен на отшибе, особого беспокойства местным жителям «разудалые компании» не доставляют, однако верующих коробит то, что вакханалии совершаются в здании часовни, в святом месте, где молились наши предки!
Часовня, принадлежавшая Николо-Малицкой обители, была возведена в XIX веке в некотором отдалении от монастыря, у дороги. Её построили на выезде из города не случайно: чтобы путники могли помолиться перед образом святителя Николая (который является покровителем странствующих) о благополучном исходе своего путешествия.
Иконы Николая Чудотворца (небесного покровителя Николо-Малицкого монастыря) находились и в обители, и в часовне. Известен случай, когда на одного купца напали разбойники и он, помолившись святителю Николаю, дал обет в случае избавления от них сделать ризу для образа святого и слово своё сдержал. В советское время икона вместе с ризой была утрачена, а сама часовня закрыта и «переоборудована» под жилой дом: с неё сняли крест, сломали купол, и она стала напоминать обычное жилище. И если бы не пьяные компании, которые, по рассказам очевидцев, сейчас оскверняют это место ничуть не меньше, чем в советское время, можно говорить о том, что здание сохранилось хорошо.
Пьяные компании, по словам всё тех же неравнодушных тверитян, собираются там в течение нескольких лет – с начала «нулевых». А в 1999 году здание часовни было занесено в реестр объектов культурного наследия! Так что это не только святыня, но ещё и памятник архитектуры, к которому почему-то тоже не проявляется должного уважения. Может быть, интерес проснётся у тех, кто несёт ответственность за сохранение памятников архитектуры? Во всяком случае, обратить внимание на слова очевидцев точно не помешает.