В чьих руках инфраструктура?

05.06.2012, 14:46

ОБЪЕКТЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ: ЧАСТНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ. ПРАКТИКА ПОДМОСКОВЬЯ

 

Подмосковье заслуживает того, чтобы обратиться к нему за опытом, накопленным муниципалитетами в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно проехать по городам и поселкам: в большинстве из них царят чистота и порядок, нет огромных несанкционированных мусорных свалок, покореженных, как после бомбежки, дорог – словом, тех привычных особенностей, которые часто отличают тверской пейзаж

Казалось бы, люди работают по одним законам и правилам, все они – россияне, других не завезли, но и гастарбайтеров в Подмосковье встретишь намного реже, чем на улицах тверских городов, и конечный результат труда коммунальщиков, что называется, налицо.

Почему это происходит и как удается содержать в порядке улицы и дворы – эти и другие вопросы мы задавали руководителям подмосковных муниципалитетов, отвечающим за сферу ЖКХ. Особо интересовал нас вопрос собственности таких стратегически важных для населения городов объектов, как «Водоканал» и полигон бытовых отходов. И вот какие получили ответы.

 

Владимир Шаморин, председатель комитета Нарофоминского муниципального района Московской области по ЖКХ, транспорту и дорожному строительству:

– Большинство функций по благоустройству территорий, поддержанию чистоты и порядка отдано у нас административным поселениям, которые в большинстве своем неплохо с этим справляются. Они привлекают к этой работе частные компании на конкурсной основе и строго следят за выполнением ими взятых на себя обязательств. Вывозом мусора, к примеру, у нас занимаются как частные фирмы, так и индивидуальные предприниматели – эта сфера деятельности сегодня не входит в сферу государственного регулирования, поэтому конкуренция здесь большая. А значит, нам есть из кого выбирать.

Вопросами водоотведения и водоснабжения в нашем районе занимается МУП «Водоканал», но не только потому, что это государственная структура. Предприятие участвовало в проводимом нами конкурсе и победило в честной борьбе со своими конкурентами. Что касается качества воды, то к нему, конечно, у жителей бывают определенные нарекания. Но давайте сравним: в Германии один кубометр воды стоит 30 евро, у нас – 15 рублей. Как говорится, почувствуйте разницу.

Правда, в России и водных ресурсов в расчете на душу населения пока больше, но качество воды пока хуже, чем в европейских странах. Так что есть над чем работать.

Задача создания и организации четкой работы полигона для хранения и переработки твердых бытовых отходов, думаю, одна из важнейших для каждого муниципального образования. Для того чтобы держать ситуацию под контролем и одновременно обеспечивать четкую и, главное, безопасную для близлежащих населенных пунктов работу полигона, мы пошли на создание акционерного общества, где есть уставная доля района. Так что и этот вопрос у нас под контролем.

 

Павел Коровин, замглавы Дмитровского муниципального района по жилищно-коммунальным вопросам:

– На мой взгляд, государство не должно было уходить с рынка ЖКХ и отдавать его на откуп частным компаниям, не создав при этом систему, стимулирующую частные инвестиции в эту отрасль. К примеру, в 2007 году все объекты в наших поселениях, я имею в виду инфраструктуру «Водоканала» и теплоснабжения, были переданы в частные руки, неким ООО. Я считаю, что это было ошибкой.

Почему сегодня бизнес не спешит вкладывать деньги в ЖКХ? Предполагалось, что с появлением частных структур в эту сферу рекой польются инвестиции. Этого не произошло, и частные компании в большинстве своем паразитируют на тарифе. Их ежегодное повышение, которым мы обязаны нашим так называемым естественным монополиям, не дает никакого стимула для вложения денег в модернизацию коммунального хозяйства. Вся «работа» частных компаний сводится к освоению тарифа, а если вдруг и появляются разговоры об инвестиционных программах, то копни поглубже – и выяснится, что их финансирует население. Опять-таки за счет повышения тарифов. У нас нет четкого механизма получения прибыли в системе ЖКХ, а когда нет рентабельности, то нет и качества поставляемых населению услуг.

Я объехал многие районы Подмосковья и могу не только на примере нашего Дмитровского, но и других муниципальных образований сделать вывод. Те районы, которые оставили за собой все важнейшие объекты ЖКХ, живут нормально. Отдали частникам – пиши пропало. Государство не должно было уходить с рынка ЖКХ, и сегодня следует внести необходимые изменения в жилищное законодательство с тем, чтобы эту ошибку исправить. Только органы местной власти имеют реальные рычаги воздействия на систему, если она находится в их ведении.

Вот недавно мы создали расчетно-кассовый центр, который очень помогает нам контролировать движение всех коммунальных средств, следить за тем, чтобы деньги населения попадали по нужному адресу. И сразу почувствовали, что «черных дыр ЖКХ», где они раньше пропадали, практически не стало. Нам бы еще вернуть «Водоканал» и «Теплосервис» в муниципальную собственность, и жители района сразу бы почувствовали изменения к лучшему. Но отдать легко – вернуть труднее. В целом же, повторю, вся сфера ЖКХ нуждается в реформировании, но боюсь, что к тому времени, когда государство поймет, что нужно возвращать отрасль под свое крыло, она окончательно обветшает. И никакие – даже самые высокие – тарифы нас не спасут.

 Валерий Мишнин, замглавы Павлово-Посадского района, председатель комитета по развитию ЖКХ:

– Когда люди вовремя получают тепло (в районе не допущено ни одной задержки входа в отопительный сезон), когда быстро освобождаются мусорные контейнеры, все мы воспринимаем это как должное. По большому счету так оно и должно быть. Благодаря тому, что нам удалось сохранить единый жилищно-коммунальный комплекс Павлово-Посадского района (заключены соглашения между районом и поселениями на передачу полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства), сохранена и единая тарифная политика. Это позволило сдержать рост тарифов на услуги ЖКХ в поселениях.

Более того, наши коммунальные службы не только обеспечивают комфортную жизнь жителей Павлово-Посадского района, но и помогают соседним районам.

Большое значение имеет тот факт, что, в отличие от некоторых наших соседей, мы не раздробили систему ЖКХ. Поэтому в случае необходимости благодаря концентрации профессиональных кадров и спецтехники система способна решать любой вопрос. Прежнее руководство попыталось нарушить эту систему, передав котельную «Эсма» от МУП «Энергетик» в частные руки. Теперь это головная боль и для администрации, и для людей. Сегодня ведётся работа по укреплению машинного парка системы ЖКХ: приобретено 17 единиц спецтехники, в том числе мусоровозы, вышки, аварийки.

В ближайшей перспективе планируется строительство мусороперерабатывающего завода, сортировочного комплекса, рекультивация действующего полигона. Проверку за содержанием дворовых территорий, парков, скверов, контейнерных площадок, тротуаров осуществляет у нас отдел №13 Госадмтехнадзора Московской области. И такие операции, как «Чистый город», «Дорога», «Мемориал», его сотрудники проводят по нескольку раз в течение года. Все это и придает Павлово-Посадскому району благоустроенный вид, а главное – обеспечивает комфортное проживание его жителей.

 

Владимир Захаров, замначальника управления строительства, архитектуры и инфраструктуры администрации Шатурского муниципального района:

– На территории Шатурского муниципального района работает 13 предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Всем известно, что структура ЖКХ представляет собой сложную социально-экономическую систему, от эффективности работы которой зависит не только развитие городских и сельских населенных пунктов, но и социальное самочувствие населения всего района. И если в начале 90-х годов эта система была передана в руки муниципалитетов, – как показало время, это было правильное решение, – то затем ее передали частным структурам. Но народ со всеми своими проблемами по-прежнему обращается к нам!

Только недавно муниципалитетам разрешили проводить проверку работы управляющих компаний и ТСЖ, но при этом не дали никаких рычагов воздействия на нерадивых коммунальщиков. О том, какое положение сложилось в системе ЖКХ, красноречиво говорит такая цифра: только в прошлом году в Подмосковье обанкротились 25% компаний, работающих в этой сфере. Несистемность и непродуманность реформ в области ЖКХ могут уже в ближайшей перспективе привести к полному износу инфраструктуры, а деньги, выделяемые государством, на мой взгляд, расходуются нерационально.

К примеру, зачем из Фонда реформирования ЖКХ выделять деньги на ремонт кровель? Ведь это входит в прямую обязанность управляющих компаний. Разумнее вкладывать их в новые объекты ЖКХ, к примеру, в строительство газовых котельных. Скажем, строительство блочно-модульной котельной в п. Осаново-Дубовое, которая работает на газообразном топливе, позволит нам уже в будущем году сэкономить порядка 25 млн рублей, так как значительно снизятся затраты на выработку тепловой энергии.

На сегодняшний день у муниципалитетов есть один рычаг воздействия: правильное заключение договоров с УК при передаче им в аренду коммунальных объектов. Там, где эти объекты проданы, как правило, за бесценок, и такого рычага уже нет. А новые собственники не торопятся вкладывать инвестиции в изношенные сети и другую инфраструктуру коммуналки. Добавьте ко всем этим проблемам и кадровый голод, который испытывают коммунальщики Подмосковья, и получится далеко не радужная картина.

Государство должно вернуться в ЖКХ, но не новыми фондами и финансовыми субсидиями, а строительством современных объектов коммунальной инфраструктуры, подготовкой квалифицированных кадров, а населению, если оно, конечно, хочет иметь в своих домах все привычные коммунальные удобства, нужно приготовиться к очередной порции шоковой терапии. Потому что как бы высоки сегодня ни были тарифы на услуги ЖКХ, они не покрывают реальных расходов отрасли. Но пока всем нам приходится работать в реалиях ныне действующего законодательства и стараться хорошо делать свою работу.

Так, в 2011 году в рамках Муниципальной целевой программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Шатурского муниципального района на период 2009–2017 гг. предприятиями коммунального комплекса разработаны и утверждены инвестиционные программы, которые направлены на его модернизацию и развитие. И мы надеемся, что их реализация поможет повысить эффективность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, приведет объекты коммунальной инфраструктуры в соответствие стандартам качества и обеспечит в конечном итоге комфортные условия проживания граждан нашего района.

Светлана АВДЕЕВА

30 0
Лента новостей
Прокрутить вверх