29 МАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ АРТИСТЫ СЫГРАЛИ В СПЕКТАКЛЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ КЛАССИКА «АНГЕЛ, ДЕВУШКА И МЕТРАНПАЖ»
Постановка двух пьес Александра Вампилова собрала в стенах Тверского театра драмы истинных почитателей серьезной драматургии. Разумеется, зрителя привлек и свет негаснущих звезд – потрясающих актеров театра и кино. Главные роли в спектакле исполнили Александр Панкратов-Черный («Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза») и Ольга Науменко (Галя из «Иронии судьбы, или С легким паром!», «Тени исчезают в полдень»), Александр Пашутин («Анкор, еще анкор»), Анатолий Журавлев («День рождения буржуя»)
Перед спектаклем мы пообщались с «хедлайнерами» антрепризы – Александром Панкратовым-Черным и Ольгой Науменко.
— Александр Васильевич, драматургия Вампилова – мало того, что классика – она сложна как для режиссера, актеров, так и для зрителя. Весьма неожиданный материал для антрепризы: это все равно что Островского ставить вне стен репертуарного театра…
— Большое спасибо за эти слова. Действительно, Вампилов – это Островский
ХХ века. Саша был моим другом. Мы не раз и много говорили о России. Он воспринял ее через простого мужика. Это и есть главный герой его пьес. Плюс необычная ситуация – например, в гостинице, – и начинается трагедия. Так он чувствовал, воспринимал, понимал и писал — с юмором. Однажды он мне сказал: «Саша, если мы не будем улыбаться, нам надо стреляться». Такой он был человек. И такой удивительный драматург. Самое поразительное, что лишь десятилетия спустя Вампилов стал по-настоящему современным. Но этому есть объяснение, это справедливо: рядом с нами ходят герои Саши, они вечны.
— Ваше стихотворение прозвучало на открытии храма Христа Спасителя. Что вы ощутили в тот момент?
— Все произошло так… Митрополит Питирим – мой духовник. Я не раз приходил к нему каяться. А мне было в чем каяться. А еще он интересовался, чего я нового написал. Однажды я прочитал ему стихотворение, на что владыка сказал: «Это Богом благословенные слова. Я покажу их кое-кому». Кому он их показывал – не знаю. Но когда Синод принял мои строки для церемонии, я был очень тронут… Жалко, мамы не было в живых. Мама была благоверная, она бы возрадовалась тому, что храм Христа Спасителя открыли словами ее сына…
— Что вы думаете о вашем имидже ловеласа, который сложился «благодаря» статьям в желтой прессе и который, быть может, вам, как мужчине, и льстит. Вы с женой уже столько лет живете душа в душу! Вас не раздражают подобные публикации?
— Это смешно! У нас сыну 32 года. Я с Юлей живу много лет… Но бывает так, что ухожу от нее. И не только от нее – ото всех. Писать стихи. Юля всегда ко мне возвращается (Вдумайтесь в слово «возвращается» — оно как никакое другое говорит о Панкратове-Черном как о человеке ранимом, а потому эгоцентричном. Это качество так присуще талантливым людям. Юлия Владимировна, дай Бог вам терпения и сил беречь своего гениального мужа! – Прим. авт.). Говорю ей: «Дурочка, зачем?»
— Она любит вас!
— Она любит. Я понимаю глубину ее любви: ведь у нас в Сибири всегда помогали страждущим. Идут заключенные по этапу. Кто из них уголовник, кто политический – неважно. Конечно, она любит, несмотря ни на что. Я благодарен ей…
— Вы сделали отличную карьеру. Вы популярны, успешны…
— Кто сказал, что я успешен? Я не достиг того, о чем мечтал, я лишь приблизился к тому, во что верили в плане меня мои учителя. Я не смог, не получилось…
— Может, планку себе слишком высоко поставили?
— Планку? Да, я Гамлета, Ромео так и не сыграл. А хотелось… Но был Лариосик из «Дней Турбиных» в Пензе. Это была роль!
— А в «Мастере и Маргарите»? Я имею в виду фильм.
— Шалость и хулиганство. Я театральный актер. Кино – это… так… Нина Усатова и Наталья Егорова посоветовали мне вернуться на сцену. Сейчас периодически играю и в Москве, Санкт-Петербурге, по всей России. Я кайфую от профессии! Но иногда включаю телевизор, смотрю: да ведь это я! А как фильм называется – не помню. Зато помню, как у вас под Тверью снимали «Сибириаду».
— Неужели у нас?! В фильме – настоящая тайга!
— Да. Поэтому нужно не только любить свой край, нужно знать его. У вас уникальная разнообразная природа. Кстати, спустя много лет после выхода картины мы с Кончаловским приезжали на место съемок. К сожалению, не помню названия этой прекрасной деревни…
А Ольге Науменко, которая никак не хотела давать интервью, нам удалось-таки задать волнующий многих вопрос.
— Ольга Николаева, ваша Галя из легенданого фильма виновата в том, что осталась без Лукашина, или это всего лишь ирония судьбы?
— Нет, не виновата. Раскрою секрет: по сценарию Галя была стервой. Но Рязанов попросил меня: «Ольга, сделай так, чтобы она была хорошей. Мы ведь снимаем фильм про хороших людей.»
— А если бы вы оказались в ее ситуации?
— Точно так же поступила. Абсолютно! Я себя играла. А вы бы как поступили? Вот! Так и я — тоже хлопнула бы дверью.
Ильдар АЮПОВ, Александр КОНСТАНТИНОВ, фото Ильдара АЮПОВА