Андрей Белоцерковский: «ТвГУ – это градообразующая структура»

14.06.2012, 12:26

Звания и регалии Андрея Владленовича Белоцерковского можно перечислять долго: доктор физико-математических наук, профессор, член президиума координационного совета учебно-методических объединений и научно-методических советов вузов РФ, ректор Тверского государственного университета

Не понаслышке знает Андрей Белоцерковский и о мировых тенденциях высшей школы, потому что три года стажировался в Хоккайдском университете и четыре года был профессором Чикагского университета. Крупный ученый, международный эксперт и талантливый организатор, он представляет сегодня российскую научную элиту, от мнения которой во многом зависит и направление реформ в системе высшего образования нашей страны. Чему учить в университетах, как повысить престиж высшего образования, по какому пути будет развиваться современная наука, когда мы сможем конкурировать с западными научными школами… Вот далеко не полный перечень проблем, которые были затронуты в беседе нашего корреспондента с ректором ТвГУ Андреем Белоцерковским.

– Андрей Владленович, в том, что российская высшая школа нуждается в реформировании, мало кто сомневается. Весь вопрос в том, по какому пути оно пойдет. И сегодня, когда крайне непопулярный министр образования РФ Андрей Фурсенко отправлен в отставку, этот вопрос особенно волнует общество. Какие возможны варианты, на ваш взгляд?

– Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов, еще будучи ректором МИСИС, как-то сказал: «Качество важнее, чем количество», имея в виду структуру и финансирование нашей высшей школы. Поэтому я не исключаю, что ее реформирование пойдет по радикальному варианту решения накопившихся проблем – за счет сокращения числа российских вузов и повышения финансирования оставшихся.

В этом есть определенная логика. Посудите сами: в 2011 году на развитие образования в нашей стране было потрачено 500 млрд рублей — это самая высокая за последние годы сумма. Казалось бы, немало. Но в пересчете на доллары это всего-навсего годовой бюджет Гарвардского университета. А так как денег в нашей стране никогда не хватает на всех, надо убрать «лишние рты».

Но лично я являюсь сторонником консервативного варианта реформирования высшей школы. Объясню почему. Девяностые годы асфальтовым катком прошлись по системе образования страны: не было финансирования, ученые с мировым именем вынуждены были покидать стены альма-матер и искать другое применение своим способностям. Как следствие, резкое падение престижа профессии преподавателя, ученого и высшего образования в целом. Преодолеть допущенное в эти годы отставание и в науке, и в качестве подготовки выпускников вузов было нелегко и по большому счету нам не удалось этого сделать до сих пор.

Хотя число вузов, особенно коммерческих, выросло в разы, а количество студентов достигает сегодня рекордной цифры: примерно 80% выпускников школ становятся студентами. В советское время их было 15-20%. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, потому что очень скоро наступит такое время, когда мы придем практически к всеобщему высшему образованию, без которого невозможно инновационное развитие науки, производства и общества в целом. С другой стороны, плохо, потому что на сегодняшний день есть спрос на корочку, на диплом, а не на знания.

Поэтому я сторонник консервативного пути: необходимо избавляться от вузов-однодневок, но оставить университеты в каждом российском регионе. Развивать в них науку на конкурсной основе, путем выигранных грантов, ориентируясь при этом на рынок труда. И тогда, возможно, лет через десять нам удастся исправить ситуацию и создать современную, конкурентоспособную систему высшей школы.

– Андрей Владленович, не могу удержаться от вопроса, который стал своего рода лакмусовой бумажкой для сторонников и противников реформ Андрея Фурсенко: вы за ЕГЭ или против?

 – Однозначно за! Более того, я сторонник того, чтобы ЕГЭ сдавались по всем основным школьным предметам, причем не только в 11-м, но и в 10-м классе. Не сразу, конечно, а в течение года и на базе независимого агента и только теми ребятами, которые решили поступать в вуз.

Посмотрите, что сегодня происходит. Школьники, загнанные в узкий коридор обязательных для единого экзамена предметов, не могут к окончанию школы толком сориентироваться в выборе будущей профессии. Шаг влево, шаг вправо… Зачастую  сами школьные педагоги, которые, опасаясь низких баллов своих воспитанников (а от общей картины успеваемости зависит в том числе и их зарплата), «не рекомендуют» ребятам экспериментировать, тем самым ограничивают вектор их развития. И что мы имеем в результате? В целом по стране только 25% выпускников вузов работают по специальности. Правда, в нашем университете этот показатель почти в 3 раза выше – порядка 60%.

И самое главное: ЕГЭ – это огромный шаг к созданию в нашей стране общества равных возможностей. Он убрал серьезную коррупционную составляющую работы приемных комиссий, которая на сегодняшний день у нас в университете выполняет чисто техническую работу. Главное для нас – абсолютная прозрачность конкурсного отбора, и при существующей системе можно самому отследить своё продвижение в рейтинговых листах. Это не только техническая сторона вопроса, но и нравственная, если хотите.

Вот почему в нашем университете с каждым годом все больше студентов не только из самых отдаленных районов Тверской области, но и из Южно-Сахалинска, Архангельска и других российских регионов. В прошлом году мы построили общежитие на 300 мест, в этом году строим еще одно. Я, честно говоря, надеялся, что решим тем самым проблему проживания иногородних студентов, но теперь понимаю, что нет. Тенденция такова, что нам еще долго придется решать для них жилищную проблему. А теперь скажите честно: до ЕГЭ такое было возможно?

 – Вы сказали, что примерно 60% выпускников ТвГУ работают по специальности. Как удалось достигнуть такого высокого показателя?

 – Только за счет высокого качества обучения, что и определило востребованность наших выпускников на рынке труда. Вы не поверите, но у нас работают по специальности даже 90% юристов и экономистов, переизбыток которых давно стал притчей во языцех. А наши физики востребованы на все 100%!

Есть еще один момент — мы начинаем подыскивать своим студентам работу чуть ли не с первого курса. Без ложной скромности должен заметить, что в ТвГУ сложилась одна из лучших в стране систем трудоустройства. Помимо студенческой биржи труда мы тесно взаимодействуем с потенциальными работодателями, передавая им базу данных на наших студентов, с учетом их способностей и соционики, то есть склонностей. В университете создано восемь малых инвестиционных предприятий, где студенты учатся применять свои знания на практике, так что к окончанию университета многие из них знают своего будущего работодателя, что называется, в лицо.

Возможно, я сейчас выскажу парадоксальную мысль, но мировая тенденция такова, что нам нужно отходить от практики подготовки узких специалистов. Более того, на мой взгляд, в течение четырех лет обучения будущие бакалавры должны иметь возможность получить очень хорошее базовое образование и только потом решать вопрос «кем быть?»: пойти в науку, на производство, образовательную сферу… Конечно, при условии дальнейшего самообразования. Посмотрите, что сегодня происходит? На первое место выходит интеллектуальный продукт, что автоматически отменяет многие традиционные профессии. И, выбрав одну из них, будущие выпускники вузов рискуют остаться без работы. Поэтому после четырёх лет обучения по одной специальности можно будет изменить направление и двигаться в магистратуру по смежной или вообще выбрать себе профессию, которой не было еще четыре года назад.

С учётом этих потребностей в специалистах новых направлений мы и будем расширять спектр профессий на стыках наук и совершенствовать базовое обучение. Сегодня не предприятия, даже самые современные, являются градообразующим фактором, а университеты. Вузы, которые готовят специалистов, способных изменить экономику, науку и культуру нашей страны на годы вперед. Я уже говорил о том, сколько ребят из разных российских регионов учатся в ТвГУ и остаются работать на тверской земле. Так что теперь мы выполняем почетную функцию своеобразного пылесоса, который втягивает, собирает умных, способных ребят, способных изменить жизнь Тверского региона к лучшему. Сохранить и умножить эту тенденцию мы обязаны при любом варианте развития реформ в сфере высшего образования. Без генератора идей (хочу напомнить, что Тверской государственный университет стал победителем национального конкурса программ инновационного развития) в современном обществе не обойтись. В этом направлении мы и будем двигаться.

 – Большое спасибо за беседу и успехов вам на этом нелегком пути.  

Беседовала Светлана АВДЕЕВА

25 0
Лента новостей
Прокрутить вверх