Реверс-инжиниринг, или По кочкам, по кочкам, в ямку – бух!

14.06.2012, 12:46

ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ НА ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ГОРОДСКИХ ДОРОГ

 

Ямочный ремонт был прекращен на стадии вырубкиНа днях активисты новорожденного неформального движения «Ямы – в цвет!» совершили очередную ночную вылазку на улицы города Твери. Ребята снова обвели яркой краской из пульверизаторов ямы и ухабы на проезжей части. Они делают это на свой страх и риск, чтобы привлечь внимание водителей к опасности, потому что степень износа и разрушения тверских дорог в 2012 году превзошла все мыслимые пределы человеческого терпения. А на въездах в город даже появились самодельные плакаты «Тверь – город забытых дорог»

Полное ощущение, что про дороги наши городские власти и вправду забыли. И это не единичное мнение журналиста независимой газеты, а массовое убеждение. Кажется, только ответственные за дороги чиновники сохраняют невозмутимость, невзирая на то, что позади уже май, а на разбитых улицах Твери ещё и конь не валялся.

 И ведь не то чтобы на ремонт городских дорог не хватало денег – нет, деньги эти исправно выделяются, десятки миллионов рублей. Но когда мы видим, что отдачи от этого никакой, то начинаем подозревать, что эти миллионы до дорог просто не доходят. Например, когда на составление проектной документации по ремонту закладывается свыше 10 млн рублей, а здравомыслящие практики говорят, что данная работа выполняется нормальным специалистом в рамках оклада за несколько дней, то поневоле заподозришь, что «проектная документация» обернётся чьим-нибудь новым коттеджиком в ближнем пригороде.

 И такой распил бюджетных денег, начинающийся ещё на стадии проектирования, успешно продолжается в процессе производства ремонтных работ. За счёт повальной экономии на материалах и качестве.

  В «Технологических картах на текущий (ямочный) ремонт асфальтобетонных покрытий городских дорог литой асфальтобетонной смесью» подробно расписаны все этапы работ. Вот что говорится про подготовку повреждённого участка к ремонту: «Вырубка, отжиг или фрезерование повреждённого места покрытия с очисткой от отходов и погрузкой на самосвал. В осенне-зимнее время производится смазка стенок и дна выбоины жидким битумом». После этого говорится про укладку, разравнивание литой смеси и втапливание в неё чёрного щебня. Но судя по нашим дорогам,  ямочный ремонт  был прекращён на стадии вырубки. Продолжится ли он? Вероятно. Прольют ли стенки и дно выбоины битумом? Крайне сомнительно, ведь дорожные чиновники почему-то любят похваляться, что литой асфальтобетон можно укладывать хоть в лужи, хоть на промороженное дно. Вот и экономия.

 Почему образуются ямы на дорогах, объясняют те же «Технологические карты». «Выбоины образуются в результате укладки смеси: тонким слоем; на мокрое основание; на не обработанное горячим битумом или эмульсией основание, а также из-за неоднородных плохо перемешанных смесей».

 Но самое интересное, по словам главного инженера института «Тверьгражданпроект» Виктора Екимова, что в проектной документации любого дорожного ремонта все параметры соответствуют ГОСТам и СНиПам. На участке Петербургского шоссе толщина вырубленного слоя асфальта составляет примерно
2-3 см, тогда как по технологии минимальная толщина слоя должна составлять 5 см. И в проекте, будьте уверены, заложено именно 5. Но если в проекте было 5 см, на дорогу легло 2 см, то куда делась разница?

Почему по дорогам бывшей Восточной Пруссии, а ныне Калининградской области, до сих пор можно ездить? Потому что немцы просто-напросто соблюдали технологию и не отступали от неё ни на шаг. Они не считали себя ни умнее, ни хитрее тех инженеров, которые раз и навсегда определили, как надо строить дороги на десятилетия. Они не снижали процент битума в составе асфальта, не заменяли дорогой гранитный гравий, намертво сцепляющийся с битумом, на дешёвый известковый. А у нас эти и подобные трюки сплошь и рядом, потому и дороги ремонтируются не на годы вперёд, а на месяцы и даже недели.

 Китайское экономическое чудо во многом было основано на банальном интеллектуальном воровстве. Китайцы просто разбирали по винтикам какой-нибудь японский телевизор и делали такой же. Получалось дешевле – и хуже. Они даже «Роллс-Ройс» скопировали, но получился просто укрупнённый «Лифань». Когда мы брезгливо говорим о китайском качестве, то имеем в виду, что купленная вещь прослужит максимум 2-3 месяца.

Западные партнёры вежливо назвали такой путь китайского индустриального развития «реверс-инжинирингом». Как видно, тверским дорожникам, не желающим работать качественно, он явно пришёлся по душе. Чем мы хуже китайцев?

Дмитрий ХОДАРЕВ

20 0
Лента новостей
Прокрутить вверх