Customise Consent Preferences

We use cookies to help you navigate efficiently and perform certain functions. You will find detailed information about all cookies under each consent category below.

The cookies that are categorised as "Necessary" are stored on your browser as they are essential for enabling the basic functionalities of the site. ... 

Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

«Это богословие в красках…»

14.06.2012, 14:13

ИСПОВЕДЬ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРАЯ ПИШЕТ ИКОНЫ,

 

Елена Костромина – мастер художественной росписи по дереву в Тверском лицее №12. Одновременно она пишет иконы, которые украшают храмы Твери, Москвы, Углича и кельи на священной горе Афон. Сама Елена Ивановна объясняет: хвалить иконописца не принято. Человек этой профессии обязан отрешиться от всякой авторской гордости и творческого самолюбования

 

НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ ИКОНУ ПОД РАДИО

Елена КостроминаЕе кабинет неуловимо напоминает монастырскую келью. Скромная обстановка: стул, стол, тумбочка, шкаф. Щербатые стены увешаны иконами, молитвами и православными календарями. Окошко узкое, одностворчатое. Только вот хозяйка кабинета отнюдь не похожа на монахиню. Это статная веселая женщина в сиреневой широкой юбке и жакете с сиреневыми пуговицами. Недописанная икона в углу накрыта сиреневой тряпицей.

— А как вы узнали, что я люблю сиреневый цвет? – удивляется Елена Ивановна.

Иконопись – дело не всей ее жизни, а, скорее, второй половины. Занятие это сакральное, и непосвященный сразу же натыкается на множество вопросов: начиная от того, на какой слог ставится ударение, заканчивая секретами написания, которые у каждого мастера свои. Искусство иконописи нельзя постигнуть с кондачка. Люди приходят к нему по-разному, часто «многими скорбями», через страдания и потери. Так и вышло в непростой судьбе нашей героини.

— Мы же все были пионерами и комсомольцами, — объясняет Елена Костромина. – Даже бабушка моя была членом КПСС. Однако свое художественное образование я получала в Загорске, нынешнем Сергиевом Посаде. Наш техникум располагался близ Троице-Сергиевой Лавры. 50% занятий проходило на территории Лавры или в ее музеях, где были собраны лучшие образцы декоративно-прикладного искусства многих веков. Наш преподаватель по истории искусств был лично знаком с местным духовенством. И хотя в те годы велась активная атеистическая пропаганда (отчисляли за принятие таинства крещения), он эту свою любовь к иконе нам привил. Мы многого не понимали, мы просто видели вокруг это благолепие…

Истинно верующего человека выдает его словарь. В лексиконе Елены Костроминой преобладают выражения «Слава Богу!», слова с корнем «благо», а также иконописные термины. Конечно, так было не всегда, а путь к вере был тернистым. В Тверь Елена Костромина попала в 1983-м, по распределению. Работала в объединении народно-художественных промыслов, теперешнем ООО «Тверской сувенир», художником по стеклу. Жизнь была яркая, веселая и бесшабашная. А потом случилась трагедия, разломившая ее на две части.

— Так вышло, что за два года я потеряла мужа и ребенка, — сейчас Елена Ивановна уже может говорить об этом спокойно, с печальной улыбкой. — В таких случаях либо сходят с ума, либо идут в церковь. Тяжело видеть вокруг веселые лица. Хочется пойти туда, где можно поплакать. В 1996 году я узнала, что при Свято-Екатерининском монастыре есть иконописная артель. Ее организовал Андрей Запруднов, выпускник Венециановки. Там было много народа: живописцы, резчики по дереву, изготовители иконных досок. Среди этих людей были как профессиональные художники, так и врачи, учителя, инженеры… Это была иконописная школа, куда мог прийти любой взрослый. Я пришла в артель как художник, но посредством православной иконы пришла к вере в Бога и полностью воцерковилась.

— Чем занималась артель?

— Мы вместе писали иконостасы для всей матушки-России: Тверь, Дивеево, Углич, Калининград… А также расписывали храмы. Андрей Запруднов нас просвещал, священники вели с нами богословские беседы… Прежде чем писать образ святого, мы читали его житие. Во время работы слушали духовную музыку. Бывало так, что один человек читал вслух житие, а остальные в это время писали иконы. Иконописцу для работы нужно особенное, молитвенное состояние. Грубо говоря, сложно писать икону в миру, под радио или телевизор.

В 2000 году родоначальник артели Андрей Запруднов пропал. Это была нашумевшая в СМИ история, и до сих пор неясно, бежал он за границу или трагически погиб. После этого артель распалась.

— Мы разошлись кто куда, — вспоминает Елена Костромина. – Многие продолжили заниматься любимым ремеслом. Супруги Колтовые, Кирилловы, Михайловские, известные в городе иконописцы, — они тоже с Запрудновым начинали. Учеников осталось много, и все мы ему благодарны. Некоторые женщины из нашей артели ушли в монастырь.

 

ЗОЛОТЫЕ НИМБЫ И ТИПАЖИ БОРОД

Напротив импровизированной «кельи» расположена мастерская, где работает Елена Ивановна. Там стоят и лежат несколько досок, накрытых тряпицами. Я думала, покрытие несет в себе символический смысл. Потом выясняется, что это средство защиты от прожорливых мух.

— Краски для иконы творятся на яичном желтке, разведенном с водой, уксусом или вином, — делится Елена Ивановна. — Когда икона свежеокрашенна, ее запах приманивает мух. Уйдешь на обед – а часть работы съедена. А вот когда я лаком покрою, мух уже можно не опасаться.

В мастерской работа кипит даже по выходным. Елена Костромина признается, что написание икон для нее – ежедневная молитва, процесс литургический и непрерывный. Если в день не выделила этому занятию хотя бы два часа – считай, что день потерян. Сейчас она одновременно трудится над 12 иконами.

— Это Державная Пресвятая Богородица, это Михаил Тверской, это Спас на престоле, — Елена Ивановна по очереди снимает тряпицы, и взору открываются изображения святых. Их силуэты уже написаны, а вот вместо лика и рук пока белые пятна. – Эти три иконы я пишу для храма Рождества Богородицы на улице Вагжанова, для его правого придела. Через месяц вы их там увидите. А еще я пишу в Тулу, в Химки, в деревню Емельяново под Старицей… Работы хватает, слава Богу.

В меру сил мастеру помогают ученики – из числа тех, кто интересуется. Чаще всего они занимаются роскрышью – цветовым наполнением иконы.

— А вы что чувствуете, когда видите свои иконы «на местах»?

Она задумывается:

— Я самокритик, да и глаза с годами все зорче. Смотрю на иконы и думаю: здесь можно было цвет другой, здесь линию плавнее… И конечно, мне благостно, что в этом храме есть мои иконы. Однако нельзя хвалить художника, а тем более иконописца. Мне оказана большая честь, что я могу этим делом заниматься. Я работаю во славу Божию.

— У иконописца, как у любого художника, может быть авторский стиль?

— Это сложный вопрос. С одной стороны, есть правило: нам необходимо отрешиться от индивидуальности и авторской гордости. Человек, который только начинает работать, просто копирует иконы. Однако через много лет он, уже прочувствовав образ, хочет добавить чего-то своего. В иконописи есть канон, но он не настолько подробно прописан, чтобы не было свободы творчества.

Мы листаем тонкую книжицу, написанную в начале XX века монахиней Троице-Сергиевой Лавры Иулианией в помощь начинающему иконописцу. Убеждаюсь, что канон в этом ремесле действительно многолик. Шаг влево, шаг вправо – это не про них.

— Один и тот же святой может быть изображен в разных стилях, — объясняет Елена Ивановна. — Вот Николай Угодник. Существует множество его иконографий: изображение оплечное и ростовое, в развороте, в анфас, в композиционной группе… Описания святых – это то, от чего мы отталкиваемся. Они представлены в специальных книгах – минеях. А уж какое выбрать, какие детали добавить, зависит от формы доски и других факторов.

Пособие монахини Иулиании открыто на странице, где нарисовано много разных бород: окладистая, пышная, раздвоенная на конце…

— Это типажи бород самых известных святых, — просвещает Елена Ивановна. – Однако после революции появилось много новомучеников, образа которых найти сложно. Тогда икона пишется по описанию. Иногда дается просто ссылка «борода аки у Николая Угодника».

Написание иконы начинается с изготовления доски с внутренней выемкой — «ковчегом». «Рама» иконы символизирует мир земной, а сам ковчег — мир горний. Елена Ивановна раскрывает секреты ремесла:

— Специальная доска покрывается паволокой. Наносится левкас — смесь мела и желатина. Потом на подготовленной доске создается рисунок. Он процарапывается специальной иголкой, чтобы потом, после покрытия цветом, я смогла восстановить каждую деталь, любую складку на одежде. Первым делом золотятся фоны и нимбы…

Истый профессионализм и преданное служение своему делу не могут оставаться в тени.

В 2007 году, на Всероссийском конкурсе «Мастерами славится Россия», Елена Костромина победила в номинации «роспись по дереву».

— Я отсылала на конкурс маленькую иконку Казанской Божьей Матери. Это мой любимый образ Богородицы, — говорит Елена Ивановна и тихо признается:

— Работа – это смысл моей жизни.

 

РАВНЕНИЕ НА АНДРЕЯ РУБЛЁВА

Иконописец ныне  профессия востребованная. По всей России реставрируются соборы и возводятся новые. Вместе с этим в жизнь народа возвращается икона.

— Слава Богу, работы хватает, — неустанно повторяет Елена Костромина. — Мерных икон много заказывают. Когда младенец появляется на свет, заказывается специальная доска, длиной в рост ребенка, шириной — по ширине плечиков. На доске изображен святой, в честь которого дают имя ребенку. Мерная икона участвует в обряде крещения и сопровождает человека всю жизнь.

— Сколько стоит ваш труд?

— У нас всегда индивидуальный подход, — отмахивается она. – Например, я знаю, что батюшка в деревне Емельяново своими силами восстанавливает церковь, из кожи вон лезет. Для них я работаю почти за копейки. А есть состоятельные люди, готовые пожертвовать большие деньги на красоту храма. Главное, я получаю удовольствие от своей работы. Пусть это громко сказано, но мне дано вносить свою лепту в возрождение православной культуры.

— Сколько вами уже написано икон?

— Сколько волос на моей голове, — отшучивается Елена Ивановна, но, оценив ее работоспособность, я все-таки склоняюсь к мнению, что это чистая правда.

— Есть ли у вас пример для подражания?

— Наш общий учитель — это Андрей Рублёв. Больше равняться не на кого, после эпохи Рублева в русскую иконописную школу пришел упадок. Мы же пишем в древнерусском стиле, стремимся к технике тонкого, изысканного письма. Наша задача – передать лик святого: бесстрастный, благородный, благообразный. Он должен помочь человеку в обращениии с молитвой к Богу.

 

СЧАСТЛИВАЯ ЖЕНЩИНА

Наш разговор идет по кругу и постепенно возвращается к отправной точке: тому духовному перелому, который сделал из молодой разбитной художницы мудрую женщину, которая пишет иконы.

— Что изменилось в вашем внутреннем мире после прихода в церковь?

— Потихоньку изменились приоритеты. Когда человек богат духом, он не обращает внимания на материальную сторону. Мне часто хочется скрыться от всего мирского и побыть наедине с собой. Я люблю работать в лицее по выходным, когда здесь тихо и никого нет.

Во время интервью Елена Ивановна часто повторяет фразу Иисуса Христа: «В Царствие мое придешь многими скорбями…» Она поняла ее смысл на личном горьком (или светлом?) опыте.

— Когда у человека сытая бездумная жизнь, он не способен на духовное развитие. Как мне объяснили священники, когда я лила слезы в храме: «Ты думаешь, Бог тебя наказал, а он тебя приблизил». Кто знает, как сложилась бы моя жизнь сейчас, если бы не та трагедия…

— Теперь вы счастливый человек?

— Наверное, да, — на секунду замешкавшись, отвечает Елена Ивановна. — Я занимаюсь любимым делом, которое меня и кормит, и духовно обогащает. Я спокойно и философски отношусь к жизни, считая, что каждый получает только то, что заслужил. И еще мне радостно, что мои работы есть на Афоне. На священную гору женщинам нет входа, но там есть частичка моей души.

 — Какова роль иконы в храме и в молитве?

— Молятся не на икону. Молятся святому, который на ней изображен. Когда икона освящена, она становится единым целым с этим святым. Икона должна помочь человеку сконцентрироваться на молитве.

— Неверующий человек может написать икону?

— Нет, — резко отвечает Елена Ивановна. — Работа не пойдет: доски будут лопаться, кисти из рук валиться. Я видела художников, относившихся к этому делу легкомысленно. Ничего у них не вышло. Работать нужно со страхом Божьим и духовным трепетом. Иконопись – это богословие в красках.

Любовь КУКУШКИНА

76 0
Лента новостей