Пособие для будущего президента

19.06.2012, 11:42

НОВАЯ КНИГА, КОТОРАЯ ПЕРЕВЕРНЕТ СОЗНАНИЕ

 

На этой неделе вышла в свет книга «Пособие для будущего президента» — первая книга в библиотеке журнала «Бизнес ТЕРРИТОРИЯ», написанная нашими постоянными авторами Геннадием Климовым и Марией Орловой. Издание анонсировано как «настольная книга президентов, губернаторов, глав муниципалитетов». Много лет анализируя деятельность руководителей разных уровней нашей власти, мы поняли, в чем заключается ряд системных ошибок, и обобщили наш журналистский, а также общемировой опыт для тех, кто пожелает этих ошибок избежать

Геннадий КлимовГеннадий Климов, соавтор книги «Пособие для будущего президента», главный редактор федерального промышленного журнала «Умное производство», а также газеты «Караван+Я», историк:

– Проблема российских городов кроется в том, что люди власти не чувствуют время, в которое мы живём. Сегодня мы перешли в совершенно новое состояние цивилизации, называемое глобализацией. В современном мире стало относительным такое понятие, как расстояние. Интернет и мобильная связь существенно расширили возможности людей. В этих условиях возникла острая конкуренция между различными территориями. Есть успешные территории, население которых увеличивается, экономика процветает, растёт качество жизни. В то же время есть немало мест «затухания», откуда уезжают образованные, культурные люди, и их места занимают мигранты с низким уровнем культуры и образования, что, в свою очередь, ведёт к упадку экономики, падению цен на недвижимость. Сейчас мы наблюдаем подобную ситуацию в Европе, Азии и России.

Развитие территории – это процесс, которым надо управлять. Книга «Пособие для будущего президента» посвящена тому, как сделать территорию успешной, как поднять экономику и улучшить качество жизни людей.

На сегодняшний день в России фактически нет изданий подобного плана. Помимо обширной теории эта книга имеет и прикладное значение – научить руководителей развивать вверенную им территорию. Она является пособием для глав муниципалитетов, глав регионов, в среде которых, быть может, работает и будущий президент страны. В числе читателей могут быть и собственники земли. Современные российские латифундисты очень часто не знают, что делать с принадлежащими им земельными владениями. Они платят земельный налог, теряют деньги, ничего не получая взамен. А земля должна приносить прибыль, и это возможно только когда территория благоустраивается, развивается инфраструктура. Территорию нужно капитализировать, иначе процесс пойдёт в обратную сторону и земли могут стать бросовыми. Ответ, как управлять процессами капитализации, вы также найдёте на страницах нашей книги.

Существует множество изданий западных авторов на тему территориального маркетинга.  Однако «Пособие для будущего президента» интегрировано с историческим знанием, чего нет в зарубежных теориях.

На мой взгляд, нельзя перенести западную модель управления в Россию, Беларусь, Украину. Это три центра кристаллизации, существовавшие с давних времён. На этой территории живёт сложный этнос – люди западной и восточной ориентации. Поэтому управлять этой территорией намного сложнее, чем какой-нибудь, скажем, европейской страной, где более или менее однородное население.  Поэтому для управления нужно иметь особую мудрость. Как стать мудрым и как проводить продуманную политику – об этом эта книга.

Её главная тема – создание бренда. Существуют три критерия, по которым оценивается успешность территории: вкладывают ли в неё свои деньги состоятельные люди, приезжают ли туда высокообразованные переселенцы, скажем, из Европы, и едут ли туристы. Так вот, удачно созданный бренд — это благоприятное восприятие территории тремя этими категориями людей: инвесторами, переселенцами и туристами.

Книга написана на основе реальных примеров успешного развития городов России. В частности, Белгородской области – когда-то рядового региона страны, ставшего сегодня цивилизованной европейской территорией; Калужской области, которая начала интенсивно развиваться как промышленная зона. И один из самых ярких примеров – город Мышкин. Это небольшое городское поселение преобразилось благодаря активности группы горожан, которые превратили его в успешный туристический центр.

Опыт показывает нам, что талант руководителя заключается в том, чтобы запустить механизмы общественной активности, творчества снизу. Потому что территорию могут преобразить только сами люди. Другой пример – новый амбициозный проект «Большое Завидово». В этот город вкладываются большие деньги, но вопрос – получится ли из этого что-нибудь? Для становления города должно зародиться социальное ядро, деньгами этого не сделаешь. Нужны талант и чутьё. И проект «Большого Завидово» может просто рухнуть, если это общественное ядро не начнёт расти.

Главной особенностью издания является особый христианский взгляд на процессы. Мы считаем, что главное не город, а деревня и пригород. А атеистическое общество не имеет будущего. Нужна определённая идеология, чтобы в поселении затеплилась жизнь. Традиционный уклад значит многое, и его нельзя создать искусственно. Его нельзя возродить без традиции ходить каждое воскресенье в церковь.

Сейчас в России период деградации. Но недаром буддистские книги говорят, что возрождение начинается там,  где будет максимальный упадок. Мы надеемся, что наша книга будет способствовать пробуждению общественного сознания в нашей стране.

 

Мария Орлова, соавтор книги, главный редактор межрегионального журнала «Бизнес ТЕРРИТОРИЯ», зам. главного редактора еженедельника «Караван+Я»:

– С начала 2000-х годов была напрочь скомпрометирована идея стратегического планирования. Многочисленные «стратегии развития» штамповались «под копирку»: меняй Тверскую область на Тульскую – не заметишь разницы. И тут же о них забывали.

Сегодня то же происходит с территориальным маркетингом. Понятие это становится модным, но местная власть искренне полагает, что бренд города можно разработать за три месяца, выиграв конкурс. В результате по России колесят деятели, за огромные деньги разрабатывающие совершенно ненужные территориям и населению логотипы и т.д. А население ухмыляется в усы: игрушки, с помощью которых власть и москвичи «отмывают» бюджетные деньги, его не волнуют.

Бренд города, его идея не сводятся к логотипу. Это многоплановое и многоуровневое явление, которое должно вырасти из совместного видения специалистов по территориальному маркетингу и местного сообщества. Но, чтобы понятие бренда сформировалось, жители того или иного населенного пункта прежде всего должны почувствовать себя этим местным сообществом.

Вот для чего мы издаем журнал «Бизнес Территория». А данная книга – результат многолетнего журналистского опыта, помноженного на знание основных законов развития общества, истории, философии.  

16 0
Лента новостей
Прокрутить вверх