ФЕСТИВАЛЬ «СУРИЦА» КАК ПОПЫТКА ВЕРНУТЬСЯ К ИСТОКАМ И ПЕРЕГНАТЬ «НАШЕСТВИЕ»
«Сурица» – фестиваль русской этнической музыки – прошел 15 июня близ поселка Бурашево. Его целью стала пропаганда всего «истинно русского» на фоне «чужеродно-пришлой культуры». Публика собралась малочисленная, но колоритная. Гости и участники фестиваля много говорили о грядущем возрождении Руси
ГУСЛЯР ЛЮБОСЛАВ ВЕРИТ
С утра зарядил дождь, поэтому зонтики и цветные дождевики стали важной деталью экипировки гостей мероприятия. Одни добирались до места на личном авто, других от Южного кольца довез бесплатный автобус. В Бурашеве указатель с красно-желтыми буквами «Сурица» уткнулся носом в землю. Сошедшие с автобуса, и мы в том числе, добирались до места по размытой кромке большого свежескошенного поля, на котором и проходил фестиваль. Это было мокро, но терпимо. «Милости просим!» – плясали черные выжженные буквы на крыше специально отстроенной деревянной башенки. С далекой сцены доносились слова: «гуляньице», «слава Руси» и «ой, да люли».
По месту проведения (Тверская область) творческим амбициям и даже, как утверждают организаторы, по размеру бюджета «Сурица» могла потягаться со своим сводным братом, популярным «Нашествием». Во всяком случае, эти два фестиваля в тематической группе «ВКонтакте» нередко сопоставлялись:
– «Нашествию» недолго осталось. Это просто глобальная пьянка, – писали самые воинственно настроенные «русичи».
Однако на новый «фест», пожалуй, пришла сотая доля от того количества народу, что обычно заполоняет «Нашествие». Широкое русское поле казалось до обидного голым. Народ кучковался в основном по краям, где стояли торговые палатки и предлагались всяческие развлечения. Середина была пуста.
Потом гости назовут несколько причин такой низкой явки: дождь, дорогие билеты и вечерний футбольный матч между Россией и Грецией. Вариант, что традиционная народная культура интересна немногим, назван не был: «Сурица» стянула под свои знамена истинных патриотов.
Недалеко от входа стоял «Дэу Матиз», расписанный под хохлому. Его мог выиграть любой счастливчик, купивший входной билет за 1000 рублей. Детям до семи лет вход был 500 руб., а местным жителям, предъявившим паспорт с пропиской, – 300.
В воздухе сильно пахло мазью от комаров. Короткая трава приятно колола щиколотки.
– Наши предки-мудрецы
Пили только сурицу! – зычным голосом вещал со сцены ведущий.
К слову, название фестиваля имеет несколько символичных значений. Сурица – это богиня радости и света, дочь Даждьбога, а еще древнейший русский «энергетик» на основе меда и трав.
Перед сценой и еще кое-где на поле стояли рядки узких деревянных скамеек. На фестиваль съехались музыкальные коллективы из 13 городов России с аутентичными названиями: «Ведан Колод», «Велеслава», «Матреха», «Ярилов зной» и т.д. Самая дальняя точка, откуда приехали, – Красноярск. Большинство групп было из Москвы, Питера и Твери, в том числе известные «Матица» и «Археоптерикс».
Открыл фестиваль москвич Александр Субботин, известный в народе как гусляр Любослав. 15 лет назад он смастерил гусли из старого рояля «Шнедер» и начал, тренькая на них, исполнять былины. С тех пор его называют былинным сказителем и новым Садко. Помимо прочего, Любослав рисует картины и ведет семинары по жизненной энергии и секретам красоты и здоровья. Льняная расшитая рубаха до пола, берестяной ободок на голове и белые мокасины. Глаза Любослава светятся радостью.
– Вы верите в возрождение Руси?
– Конечно! – мягким былинным тоном заводит гусляр. – Оно уже началось! 11.11.11 мы прошли точку невозврата. Русь встала на эволюционный путь, и Запад пойдет за нами… Люди станут более талантливыми и будут жить в царстве Святого Духа. Совместным творчеством мы построим новую реальность… На Руси это называлось Славью… Понимаете?
Если честно, я не понимаю. Но, вспомнив, что умом Россию вообще не понять, я пытаюсь верить улыбчивому гусляру. Потому что он, как и ему подобные герои, как и все это поле, – женщины в сарафанах, мужчины в домотканых рубахах, кузнецы, венки – и есть попытка воскресить «настоящую» Россию. Пока неизвестно – удачная ли.
КИТАЯНКА ЛЮБА ВЕРИТ
Помимо музыки развлечений на «Сурице» было предостаточно. На окраине поля «Братство тверского меча» и клуб «Биврест», реконструирующий эпоху викингов, устроили выставку обмундирования средневекового воина: доспехи, кольчуги, шлемы, щиты… Рядом можно было покидать копья и пострелять из лука.
– А самые сумасшедшие могут поднять палицу, – добавляет организатор выставки Юрий, второе имя которого – Гюльви.
Палица, 80-килограмовая деревянная дубина, словно выпавшая со страниц былин про Илью Муромца, лежала за его спиной. Демонстрируя свою молодецкую удаль, другой богатырь Ярослав, крякнув, взвалил ее на плечо.
Основатель «Братства тверского меча» Игорь Белов – крепкий дядечка в красных сапогах – хлопотал вокруг мортиры, предвестницы пушки, восстановленной по археологическим раскопкам. Он забивал в дуло дымный порох, вместо пыжей используя туалетную бумагу – и над полем раздавался дикий грохот.
– Вы верите в возрождение Руси? – выпытываю я.
– Я верю в сохранение традиций.
Вдоль поля вытянулись торговые палатки. Там по вполне мягким ценам продавались глиняные кринки, бисерные пояса, тряпичные обрядовые куклы и лоскутные коврики. Торговый ряд логично упирался в таверну, где можно было, например, отведать медовухи (50 рублей за стакан). Других традиционных напитков и блюд обнаружить не удалось: вразнобой предлагали шашлык, гречку с мясом и эль. Смешливые пареньки рядом со сценой торговали горячими бутербродами с грибами и «колбОсой» по 100 руб.
Белыми пятнами на зеленом поле выделялись молодожены. Фанаты этнической музыки Мария и Александр в день свадьбы решили заехать на «Сурицу».
– Вы верите в возрождение Руси?
– Русь была и будет, – удивляется вопросу Мария, с цветастой шалью на плечах. – Просто сейчас мировоззрение немного поменялось, но это временно.
Ясно было одно: на «Сурице» собрались вместе необычные вещи и странные люди. Вместе они создавали ядерные сочетания, которые придавали мероприятию особый шик. Взять хотя бы инструменты: большой военный рог, военный барабан, варган, свирель…
Солистка группы «Матреха», чернявая Клавдия Пенькова в сине-белом платье а-ля гжель пела под джазовый аккомпанемент. А веселые девицы из «Фонда культуры народов мира» доказывали, что косоворотка и джинсы – это модно. Собственно, такая эклектика всегда была свойственна Руси, где даже христианство и язычество умудрились соединиться в нечто доброе и вполне разумное.
Вдобавок ко всему я встретила юную китаянку в пышном венке из полевых трав и цветов.
– Люба, – представилась она и добавила почти на чистом русском языке: – Я очень люблю русскую народную музыку.
Выяснилось, что Тун Сао Хуа (подлинное имя моей тезки) работает тележурналистом в Москве.
– Я закончила консерваторию имени Чайковского и пою партию Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова, – объяснила Люба и отчаянно, как в костер, прыгнула в пестрый хоровод, который завертелся вокруг молодоженов.
ПСИХОЛОГ ДАРА ВЕРИТ
На сцену тем временем поднялась тверская группа «Археоптерикс». Через их программу красной нитью проходила алкогольная тема. Во всяком случае, начали они с песни «Похмельная», а закончили «Сказанием о виртуальном медведе и большом бочонке пива». Но песни были драйвовые: перед сценой появились островки пляшущих.
Навстречу шла шумная процессия женщин в народных костюмах. Как знамя, они несли пластиковый обруч, обмотанный березовыми ветками.
– А что это?
– Это переход из старой жизни в новую.
Я их, конечно, не поняла, но на всякий случай решила поверить. Женщины оказались из Фонда культуры народов мира. Его лидер Мария Наумова, бывший психолог, рассказала:
– Мы пропагандируем славянскую культуру: у нас театр народного костюма, мы организуем мастер-классы по изготовлению ведических кукол…
– Каковы основные качества русского человека?
– Мужество, честность и любовь к своей земле. Сейчас очень большое западное засилие…
– Каким образом может возродиться Русь?
– Родовая память пробуждается через творчество. Есть множество книг, картин и песен, которые расскажут о русской истории. Если у дерева подпилить корни, оно иссохнет. Мы должны знать о наших щурах и пращурах!
Потом Мария призналась, что ее второе имя Дара и помимо этого есть еще пять имен, которые нельзя произносить. Так было и у наших далеких предков. Это удивило: у всех моих сегодняшних героев было всего по два имени.
ВОДИТЕЛЬ МАРШРУТКИ СОМНЕВАЕТСЯ
На полупустом поле отлично можно было разглядеть самых ярких персонажей. Алексей из тверского клуба «Хранители мира» (конечно, у него было и второе имя — Крон) выделялся из толпы узорчатых рубах и пестрых сарафанов. Плащ с длинным узким капюшоном, жилет со шнуровкой, чулки. На лотке лежат кожаные, деревянные и металлические сувениры.
– Наш клуб реконструирует средневековую Европу. А на Русь многие европейцы приезжали торговать, – объясняет Крон свое присутствие на фестивале, под сурдинку прочитав мне лекцию о пути «из варяг в греки» и о средневековом народном костюме.
– Вы верите в возрождение Руси?
– Мне обидно за Русь. Сейчас кругом американщина, разные «Макдональдсы». Но радостно, что начали появляться славянские фестивали.
Под вечер мы покинули гостеприимное поле «Сурицы». Со сцены по-прежнему грохотало: «Слава Руси!» Из-за туч выглянуло жгучее июньское солнце. Указатель «Сурица» подняли, и теперь он гордо смотрел вдаль. К тому же до города мы добрались бесплатно на такси – вот еще одно небывалое сочетание.
– Вы верите в возрождение Руси? – вяло спрашиваю у водителя маршрутки, как выяснилось, дагестанца.
– Я в наше начальство не верю! – с характерным акцентом восклицает он. – Обещали дороги сделать, а видите, какие ямы? А через Южное кольцо весь тверской транспорт ездит, над нами москвичи смеются… Эти я-мы… эти доро-ги, – он кипятится, ставя ударение на последний слог, и на очередной кочке нас подбрасывает почти до потолка.
– Ну а в возрождение Руси вы верите?
– Русь-то… А что? Всякое бывает.
Любовь КУКУШКИНА