Депутатская группа «Никто не забыт, ничто не забыто» подвела итог патриотической работы, которую на протяжении учебного года вели члены объединения в тверских школах. Главным результатом стало то, что ученики, как рассказывают учителя, стали больше интересоваться историей своей страны и искренне сопереживать подвигам своих предков
Уроки мужества в тверских школах в 2011-2012 учебном году проводились по-новому. Место длинных лекций о ходе Великой Отечественной войны заняли интерактивные формы приобщения подрастающего поколения к героическому прошлому страны. Воплощение в жизнь новых педагогических приёмов взяла на себя депутатская группа Тверской городской думы «Никто не забыт, ничто не забыто».
Идея о новой форме урока мужества появилась у членов рабочей группы «Никто не забыт, ничто не забыто» во время одного из плановых депутатских визитов в школу №34 (пос. Литвинки). В музее школы весьма содержательная экспозиция, посвященная истории Великой Отечественной войны. Ученики приняли в ее создании серьезное участие и продолжают интересоваться боевой историей Твери. Неподдельное желание ребят прикоснуться к событиям военного прошлого и навело участников рабочей группы на мысль о настоящем «оживлении» истории.
26 октября в 34-й школе впервые прошел урок мужества в новом формате. В актовом зале учащиеся продемонстрировали фильм-реконструкцию, созданный тверскими поисковиками по материалам раскопок в районе станции Дорошиха. В фильме воссоздан ход боевых действий, проходивших там осенью – зимой 1941 года. Затем ребятам продемонстрировали образцы полевой солдатской и офицерской формы образца 1941 года, в которой советские бойцы защищали Калинин. Перед учащимися появились фактически их ровесники: юноша и девушка в военной форме, в которой такие же молодые люди уходили на фронт в 1941 году. Ученикам объяснили, из чего состояла форма, какими были знаки отличия. И, конечно же, рассказали о наиболее распространенных образцах оружия, с которыми воевали в те суровые дни солдаты: винтовке Мосина и пистолете-пулемете Шпагина. А также передали в музей находки, сделанные в нынешнем сезоне поисковиками.
Самая интересная часть того урока прошла на заднем дворе школы: здесь ребятам рассказали о работе поисковых отрядов, о снаряжении поисковиков, показали, как проходит полевая работа. Были продемонстрированы принципы работы с металлоискателем. Ребятам с помощью этого прибора удалось обнаружить на заднем дворе школы гильзы времен войны. Находки также пополнили экспозицию школьного музея.
Главным достижением мероприятия стал неподдельный интерес учащихся ко всем элементам урока. Глаза и мальчишек, и девчонок светились, и было видно, что школьники по-настоящему сопереживают таким, казалось бы, уже очень далеким для них событиям отечественной истории и их героям.
Выводы организаторами были сделаны соответствующие: такая форма проведения уроков мужества востребована, и эту работу необходимо продолжать. Что и было сделано. Всего было проведено около 20 занятий в 11 городских учебных заведениях. В проведении модернизированных уроков мужества принимали участие члены депутатской группы «Никто не забыт, ничто не забыто», представители Тверского городского казачьего общества, тверских поисковых отрядов «Поколение» и «Ополченец», участники военно-патриотического клуба 38-й школы, Молодежной палаты города Твери. Во всех школах, во всех классах результат был один: ребята по-новому, живо начинали оценивать и воспринимать исторические факты, до того бывшие для них лишь строчками в учебниках.
Необходимо отметить, что уроки мужества не проводились по раз и навсегда обкатанной схеме. Какие-то элементы добавлялись, какие-то убирались, в зависимости от того, насколько хорошо их воспринимали дети того или иного возраста. Одной из самых серьёзных педагогических и методических удач стало проведение урока мужества в первом классе школы №12. Организаторы очень волновались, ведь с такими маленькими детьми работать всегда на порядок сложнее. Однако изменение тональности урока в сторону занимательности и введение элементов игры сделало своё дело: урок мужества стал самым ярким в этом учебном году. Особые эмоции у первоклашек вызвало выступление ветерана Великой Отечественной войны Бориса Олюнина. Он выбрал самый простой и в то же время самый действенный способ привлечь детское внимание: прошел по рядам и дал детям потрогать боевые награды, а затем загадал легкие, но очень интересные загадки об армейской жизни. Не остались в долгу и сами ученики. Вместе с преподавателем они подготовили очень трогательную программу, которая заставила прослезиться всех присутствующих взрослых.
Удачное проведение урока мужества для первоклассников определило горизонты работы на следующий год. Теперь внимание депутатской группы «Никто не забыт, ничто не забыто» будет направлено на самых маленьких тверитян, в том числе и тех, кто занимается в старших группах дошкольных учреждений. Кроме того, будут внедряться новые методические приемы. Планируется, что уже осенью уроки мужества в тестовом режиме будут проведены в форме реконструкции небольшого боевого эпизода. А летом организаторы уроков постараются провести занятия в загородных детских лагерях.
Уроки мужества, говорят педагоги, не только учат детей уважать историю государства, но и помогают им выбрать правильные ориентиры в жизни, дают возможность освободить те добрые чувства, которые в современном мире нередко предаются забвению.