Третьим после Перми и Санкт-Петербурга городом — участником глобального культурного проекта, созданного известным искусствоведом и галеристом Маратом Гельманом, станет столица Верхневолжья. Преддверием этого события будет фестиваль «Верь в Тверь», который пройдёт в апреле.
Пресс-завтрак, организованный в минувшее воскресенье в «Доме архитектора Жоголева» для тверских СМИ, представлял собой скорее лекцию Марата Гельмана, нежели привычную пресс-конференцию. Честно говоря, аудитория выглядела хоть и заинтересованной, но немного растерянной. Чёткого представления о том, что затеял Гельман, во что это выльется, а главное — кому это надо, не было, наверное, ни у кого.
«Ноги» проекта, к которому в июне этого года Тверь планирует присоединиться, растут из Перми. После успешного старта и реализации нескольких масштабных задумок было принято решение о внедрении этого опыта в другие регионы, ибо «ни один город не может в одиночку обеспечить насыщенную культурную жизнь своим жителям» — так говорит вдохновитель «Культурного альянса».
— Человеческий капитал в развитии экономики региона очень важен — если культурная жизнь кипит, это стимулирует экономическую активность, — говорит Гельман. — Кроме того, известно, что примерно две трети горожан работают на нелюбимой работе. Их жизнь начинается по окончании рабочего дня. В отсутствие качественного и интересного досуга люди стремятся уезжать из городов — сначала развлекаться, потом работать, а потом насовсем. Так города теряют будущее.
Как правило, люди, в частности, тверитяне, устремляются в Москву, иногда в Питер. Несмотря на то что столица, по словам Гельмана, давно не выполняет своей функции культурного центра. Государство, в свою очередь, не принимает никаких усилий к возможности существования культурной жизни вне столицы. Все условия благоволят к тому, чтобы кто-то взял на себя ответственность и дал людям зрелищ. Так появился «Культурный альянс».
Тверской механизм реализации проекта будет отличаться от пермского. Правда, Центр современного искусства будет так же, как и в Перми, оборудован в здании бывшего речного вокзала. И даже институты, которые планируется учредить, будут перекликаться с уральскими. Однако, как уверяет Гельман, это не станет калькой пермского проекта. Любитель метафор, гость привёл пример создания картин, когда, используя один и тот же инструмент, набор красок и кистей, на холсте можно увидеть принципиально разные изображения.
Итак, главные составляющие проекта на тверской земле. Создание Центра современного искусства. Под этим общим названием будут скрываться четыре департамента: выставочный зал, дизайнерский центр, творческий кластер и так называемый «издательский рай». Именно издательскую деятельность, кстати, Гельман видит как специфическую для нашего региона. Это выглядит вполне закономерно: около 30% всех полиграфических мощностей находятся именно в Твери.
— При этом самая главная и интересная интеллектуальная работа — написание, дизайн, иллюстрации — делается вне региона, — говорит Гельман. — Мы решили, что будет разумно притянуть сюда все остальные процессы, связанные с издательской деятельностью. «Издательский рай» подразумевает создание площадок для небольших издательств, учреждение совместно с ТвГУ института перевода.
Ещё одним направлением станет реализация завидовского проекта «Гуманитарное Сколково». Что это — до конца непонятно даже самому Гельману, но, судя по его заявлениям, что-то очень важное как ресурс для развития современной культурной жизни.
Одна из технологий воплощения этого масштабного проекта — фестиваль «Верь в Тверь», который состоится в апреле. Идея его заключается в том, чтобы любая творческая единица имела возможность продемонстрировать все свои возможности и намерения. Работы тверские самородки смогут представить в сфере кино, видео, театра, изобразительного искусства, музыки и литературы. Как сказал Марат Гельман, для некоторых участие в этом фестивале может стать поистине судьбоносным.
Главной проблемой вообще всей этой задумки с осуществлением культурной революции в Твери являются скептики. Или, как Гельман называет людей, с недоверием воспринимающих его идеи, «люди, которые просто сами не хотят ничего делать».
— Они говорят: у вас ничего не получится, как никогда в России ничего не получается, — говорит он. — Это утопия, бендеровские Нью-Васюки. Пример с реальным преображением Перми они называют случайностью. Чтобы доказать обратное, я и решил осуществить этот проект как минимум ещё в одном городе.
Так или иначе, скептиков в зале собралось достаточно. Под занавес созрели и вопросы.
— Вы считаете это действительно кому-то нужно в Твери? В тех масштабах, о которых идёт речь?
— Видите ли, в Перми тоже не верили в целесообразность этого предприятия. Когда мы открывали Центр современного искусства, заинтересованных людей было только пятеро. На выставку пришло сорок тысяч человек. А теперь более половины посетителей — это ещё и туристы. Как сказал один мой знакомый, любителей французского сыра среди горожан тоже было немного, пока его не завезли в город…
— Тогда такой вопрос. Речной вокзал — исторический и архитектурный памятник, годы простоявший в запустении. И вдруг ради современного искусства в областном бюджете находятся деньги на его реставрацию! Как вы это объясните?
— Дело в том, что если с просящим видом вымаливать у властей милостыню на ремонт памятника, то, как на паперти, получишь не больше пятака. Но когда то же самое, то есть восстановление здания, необходимо для её собственных задач, она сразу находит средства. Культура сама по себе неинтересна власти, а только тогда, когда она является частью большой политики. Так вот, первое, что мы сделали, это объяснили, что реставрация вокзала — не выброс денег, а шаг для того, чтобы Тверь стала одним из генераторов культурных событий в стране. Вообще, чтобы перенести этот проект на всероссийскую почву, нужна мощная поддержка властей. А получить её проще всего через партию.
Нужно ли быть реалистом, чтобы быть готовым к провалу культурной революции, о которой так много говорит Гельман, или оптимистом, на которых мир держится — это каждый решает сам. Скорей всего, не стоит предвкушать какой либо исход, а просто работать. Главными персонажами всей этой истории сегодня являются те самые самородки, судьба которых действительно может совершить крутой вираж в дни фестиваля, а у них сейчас работы завались. Остальное покажет время.
НАША СПРАВКА
Марат Гельман — искусствовед, публицист, коллекционер произведений современного искусства, основатель одной из первых частных галерей в России «Галерея Марата Гельмана». Имеет репутацию самой скандальной фигуры российского арт-рынка. С 1991 года занимается политикой. В июне 2002 был приглашен на должность заместителя генерального директора ОАО «Первый канал», руководителем аналитической дирекции. В феврале 2004-го ушёл с поста, заявив, что «Первый канал» и власть больше не нуждаются в его «интеллектуальном обслуживании». В сентябре 2008 года Гельман выступил куратором выставки «Русское бедное», открывшейся в Перми. Впечатлившись успехом выставки, губернатор Пермского края Олег Чиркунов пригласил галериста возглавить Пермский государственный музей современного искусства. В апреле 2010-го Гельман возглавил Пермский центр развития дизайна. В июне того же года возник новый проект «Культурный альянс (региональный аспект)», суть которого — использование культурного опыта Перми в других регионах. Проект получил поддержку «Единой России». От администрации Тверской области его курирует замгубернатора Алексей Каспржак, а это значит, что польза для региона определенно будет.