РУКОВОДИТЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТЕАТР-ШКОЛЫ «ОБРАЗ» СЕРГЕЙ БАЗАРОВ РАССУЖДАЕТ ОБ УСПЕХЕ, ЖЕНЩИНАХ И ТАЛАНТЕ
На днях в Твери в училище культуры имени Львова состоялось выступление известного театрального актёра Сергея Базарова, создавшего международную театр-школу, филиал которой осенью должен появиться и в столице Верхневолжья
Школа называется «Образ» – как поясняет Сергей Базаров, в этом слове есть своеобразный шифр: в нём заключены пять букв его фамилии. Такими шифрами наполнена и его жизнь, и жизнь его театра. В последнее время одним из увлечений Сергея Базарова является философия, и мы не могли не воспользоваться случаем и не поговорить с интересным человеком на разные (в том числе и философские) темы.
– Сам я из Питера, – говорит Сергей Базаров (сразу уточним, что фамилия у него самая что ни на есть настоящая). – Никогда не думал, что буду актёром, даже спектаклей никогда не видел. Хотел стать физиком-ядерщиком, поступил в вуз, но скоро понял, что это не мое, и после случайного знакомства с театром бросил институт. Шесть раз я пытался поступить в ЛГИТМиК, но безуспешно.
Мне было уже 23 года (за это время я успел окончить техникум, курсы журналистики в ЛГУ), когда в Санкт-Петербург приехал на гастроли Малый театр. В ДК, где я играл в народном театре, устроили прослушивание и меня взяли в мастерскую Виктора Коршунова в Щепкинское училище при Малом театре. Я учился вместе с Олегом Меньшиковым, Ольгой Дроздовой, Ольгой Егоровой и считаю, что не зря тогда не поступил в питерский вуз – то была судьба. Иначе всё было бы совсем по-другому. Какие-то вещи нам предначертаны.
Кроме обучения в «Щепке», вторым знаковым моментом для себя я считаю знакомство на I курсе с книгой Михаила Чехова «О технике актёра» (её тогда ещё не было в России в свободном доступе, можно сказать, она попала ко мне по счастливой случайности – в перепечатке). Система Чехова стала для меня открытием (для русских актёров всегда считалась ключевой система Станиславского). Если по системе Станиславского актёр должен идти от внутреннего к внешнему (то есть сначала переживать, а потом воплощать это на сцене), то по системе Чехова все наоборот: сначала нужно увидеть то, что надо сыграть, а потом, пытаясь это воплотить, начать переживать (подсознание подскажет, как нужно действовать). Эта система гораздо более удобна и в жизни – в разных ее сферах, например, в бизнесе: сначала нужно поставить себе цель («Хочу заработать деньги»), приступить к воплощению задуманного, а потом охвативший азарт сам всё подскажет. Не зря система Чехова так популярна в Голливуде, многие голливудские звёзды учились у самого Чехова (Мэрилин Монро, Клинт Иствуд и другие).
– И эту систему можно применять в жизни?
– Я больше скажу: это и есть секрет жизни, настоящая находка, которую мы применяем и в нашем театре. Через театр мы переносим эти навыки в реальную жизнь. Почему через театр? Потому что это очень мощная имитация жизни. Реальность отличается лишь тем, что в театре актёры следят за своим поведением, а люди в жизни – нет, вот и вся разница. Но если человек будет стараться наблюдать за собой и в жизни, то он может многого достичь – невозможно совершить открытие, находясь в нормальном состоянии, нужно выйти за рамки обычного.
– Но ведь раздвоенность сознания – это шизофрения, разве нет?
– Совершенно верно, я по второму образованию психолог и поэтому могу говорить о том, что шизоидное состояние есть состояние гениальности. Иногда бывает, что человек не может выйти из этого «потустороннего» состояния, «застревает» в нём, и тогда можно говорить о болезни (он не управляет собой); бывает, актёры, входя в образ, заигрываются настолько, что не могут вернуться в реальную жизнь, поэтому нужно научиться управлять собой.
– То есть любое качество в себе можно выработать?
– Да, как в армии, например, вырабатывается правильная осанка.
– Тогда такой вопрос: на ваш взгляд, человек рождается tabula rasa («чистой доской») или уже «готовым продуктом»?
– Конечно, в нём заложены качества, унаследованные от предков, и надо просто направить их в нужное русло. Каждый человек талантлив по определению, но таланты нужно развивать.
– Если говорить о женщинах, то можно ли быть «талантливой мамой»?
– Может быть талант к воспитанию детей (то, что называется «предназначением»), но в общественном смысле, потому что у каждого из нас есть своё место в обществе. По моим наблюдениям, многие женщины рожают детей потому, что не могут найти себя в социуме и реализоваться по-другому. Женщине многое дано: любая дама – это Клеопатра, Екатерина II и т. д. Каждая женщина на своём месте может быть спасительницей планеты. Я вообще думаю, что время мужчин уходит и на смену приходит время женщин. Я давно считаю, что президентом России должна быть женщина. Но мужики не пускают женщин во власть. У нас даже партии женской нет.
– Не думаю, что всё дело в мужиках. У нас и женщины, мягко говоря, не очень любят друг друга.
– Правильно, потому что один талант всегда будет ненавидеть другой, а нереализованность – отравлять жизнь. За Индиру Ганди на выборах проголосовало 95% женщин, а у нас, когда наших женщин спросили, как бы они отнеслись к президенту-женщине, большинство высказалось отрицательно. Но женщины, опять-таки в силу материнского инстинкта, сильнее, выносливее мужчин, они по природе своей созидательницы, а мужики – разрушители. Рядом с мужчиной обязательно должна стоять женщина, которая подскажет ему правильное решение. Женская интуиция – удивительная штука, я считаю, за ней будущее.
– Сергей Анатольевич, как вы думаете, есть ли будущее у семьи?
– Семья сейчас терпит кризис, потому что люди изначально неправильно подходят к построению отношений. Большинство браков сейчас заключается «по залёту», а разве это правильно? Семья должна быть союзом двух единств, реализующих одну идею. Ведь человек должен постоянного испытывать возбуждение, которое является двигателем жизни, и важно, чтобы рядом был человек, который бы давал ему эти эмоции. Других смыслов для того, чтобы обзавестись семьёй, сейчас нет – нет необходимости сделать друг другу проще быт (можно постирать в машинке, поесть в столовой и т. д.), отношения стали свободными – так зачем жениться?
Люди очень боятся что-то менять в жизни, и это их главная ошибка. Многие буквально лелеют чувство своего одиночества, не потому, что нет подходящих партий, а потому, что они привыкли так жить, и даже сами себе в этом не признаются. Один мой знакомый как-то жаловался на жизнь, мол, никому я не нужен, хотя и зарплата есть, и квартира, и машина. Я предложил ему выйти к метро и прокричать: «Я никому не нужен, у меня есть квартира, машина, зарплата!» Через 15 минут у нас было 15 телефонов, и мой знакомый сказал, что он сам себе не хотел признаваться в том, что это не он никому не нужен, а ему никто не нужен и он не хочет ничего менять в своей жизни – болотце.
– А что вы думаете насчёт религии?
– Вы знаете, театр и религия очень похожи. Религия пытается успокоить человека, и театр делает то же самое: он приводит человека в равновесие, заставляет наблюдать за собой, за человеческими взаимоотношениями, раскрыть себя как личность, в чём-то усовершенствоваться и даже обрести смысл жизни. Кстати, слово «культура» расшифровывается как культ бога Ра (то есть «умение восстанавливать внутреннее равновесие»). Сначала нужно установить равновесие, успокоиться, представить себе то, что нужно, как мы говорили, а потом на пути к цели, подпитываясь эмоциями, достигать того, чего нужно. Это и есть система Чехова.
– И в вашей школе руководствуются тем же принципом?
– Да, с последующим перенесением полученных знаний в реальную жизнь. Кроме того, мы планируем сыграть несколько представлений перед тверской публикой. Занятия в школе начнутся в сентябре. Я надеюсь, что они принесут тверитянам пользу. За 11 лет существования школы (филиалы «Образа» есть в Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Белгороде, Нижнем Новгороде, Саратове, Волгограде, других городах на Волге (а теперь ещё и в Твери), также на Украине, в Беларуси, Казахстане и даже Австралии) в ней обучились более 15000 человек. Помимо того, чтобы дать людям какие-то навыки, мы хотим их объединить, ведь, несмотря на мощное техническое развитие, люди остаются очень одинокими, им не хватает простого общения и понимания, а это неправильно.
Алёна ВОЛКОВА