Инвестиционная программа ООО «Тверь Водоканал» привела к тому, что, поворачивая кран, каждый житель города платит Фридману и К°
Общественный деятель Юрий Пушкарёв, преподаватель ИНЖЭКОНа, бывший депутат Тверской городской думы и сотрудник администрации города,намеревается через суд отменить решение Тверской гордумы 2011 года, закрепляющее кабальные для тверитян поправки в инвестиционную программу ООО «Тверь Водоканал». Этой теме был посвящён круглый стол в редакции газеты «Караван+Я», в котором также приняли участие юрист Агентства регионального развития Валерий Глебов и журналист газеты Дмитрий Ходарев.
Юрий Пушкарёв: – В 2007 году городская администрация проводила конкурс на передачу в аренду на 25 лет инженерных сетей и прочей коммунальной инфраструктуры, в котором участвовали «Тверь Водоканал» и ростовский «Водоканал». И «Тверь Водоканал» выиграл не только потому, что уже работал здесь и знал, где какие трубы лежат, – он обещал золотые горы,
100 млн руб. инвестиций в систему тверского водохозяйства в год.
Валерий Глебов: – Однако с тех пор время идёт, а улучшение не наступает. Жители города даже не имеют возможности получить достоверную информацию о состоянии дел по реализации инвестпрограммы. Что делается, какие работы проводятся? Сколько средств получено «Тверь Водоканалом» из бюджета, а сколько от граждан? А ведь граждане платят, и платят немаленькую инвестиционную надбавку к тарифам на водоснабжение и водоотведение – с учётом НДС 3 рубля 78 копеек с каждого кубометра воды, или, если посчитать по нормативам, около 30 рублей с человека ежемесячно. Со всей Твери набирается больше 10 миллионов рублей в месяц.
Юрий Пушкарёв: – Заметьте – не с квартиры, а с жителя, будь он даже новорожденным младенцем.
Валерий Глебов: – А начиная с 2016 года каждый житель Твери будет платить инвестиционную надбавку в размере 5 рублей 39 копеек с кубометра потреблённой воды. Предполагается, что за счёт этих денег будет проведена модернизация системы водоснабжения и водоотведения. Но это декларируемые цели. А в реальности мы видим, что у нас по-прежнему из дырявых труб реки текут.
Юрий Пушкарёв: – Я не выступал против инвестиционной программы в редакции 2007 года со сроком действия до 2015 года, но выступаю против инвестпрограммы с поправками 2011 года, рассчитанной до 2025 года. Никто сроков реализации программы не изменил, в этом весь казус. Программы 2007 и 2011 годов должны были разрабатываться на основе программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры города на период 2007-2015 гг., утверждённой Тверской городской думой в апреле 2007 года.
Инвестиции и модернизация системы городского водоснабжения будут продолжаться и при реализации инвестпрограммы
2011 года, но на других условиях. Какая была концепция? Всё, что идёт за счёт надбавки к тарифу, должно было направляться на модернизацию и развитие городских сетей. И то, что дополнительно платят жители, и то, что платят застройщики за подключение.
Для того чтобы город развивался, администрация области взяла на себя полномочия по продаже свободных городских земель и лихорадочно продавала земли, совершенно не обеспеченные коммунальной инфраструктурой. Однако в то время существовало понимание, что, скажем, строительство нового тьминского водозабора должно вестись не за счёт инвестиционной надбавки, которую платит население, а за счёт средств бюджета, федерального и областного. И областные власти принимали меры к тому, чтобы попасть в федеральные программы. Однако «Тверь Водоканал» ничего для этого не сделал.
В 2008 году, в связи с распродажей земельных участков, к 124 объектам, которые надо было подключить к водоснабжению, прибавились ещё 397, которые также было необходимо в соответствии с законодательством обеспечить коммунальной инфраструктурой, в данном случае системой водоснабжения. Постановление главы администрации Твери №1774 подкрепило эту задачу техническим заданием. С того времени и до 2011 года в администрацию поступило порядка пяти вариантов инвестпрограмм, но они не отвечали этому техническому заданию.
Я отстаивал вариант, который был наиболее социально ориентированным, в нём инвестиционная надбавка для населения стояла на третьем месте и составляла в сумме 700 млн рублей, а не 2,6 млрд, как в ныне принятом. В том варианте основная нагрузка ложилась на бюджеты и на плату за подключение объектов нового строительства. Однако появились очень заинтересованные люди, которые захотели протащить иной вариант программы.
Корр.: – А кого-нибудь, кроме вас, заинтересовал факт протаскивания такой разорительной для населения программы? Вы обращались в правоохранительные органы или вы один в поле воин?
Юрий Пушкарёв: – Я пять или шесть раз обращался в прокуратуру с просьбой в соответствии с законом провести проверку данного решения думы на коррупционную составляющую. Но они однообразно отписывались: дескать, в полномочия прокуратуры не входит проверка экономической эффективности. Обращался и в Общественную палату Твери, просил дать мне возможность выступить и рассказать о том, что представляет собой новая инвестпрограмма «Тверь Водоканала». Я написал и открытое письмо главе города, но Бабичев ответил отпиской, что мои предложения будут рассматриваться комиссией по развитию города. Вторично я обратился к нему, когда он вёл приём в приёмной Медведева, все свои вопросы буквально разложил по полочкам, но снова не получил ясного ответа. Даже несмотря на то, что постановления Верховного суда и решения Высшего арбитражного суда доказывают мою правоту и неправоту «Тверь Водоканала».
Валерий Глебов: – Продление инвестиционной программы «Тверь Водоканала» с 2015 до 2025 года показывает, что фактически главным источником дальнейшего финансирования этой программы, основное содержание которой погашение кредитов и процентов по ним, являются средства жителей Твери. За 10 лет с 2016 по 2025 г. с населения планируется собрать 1,6 млрд рублей, в том числе на погашение кредита и процентов по нему 1,15 млрд рублей. Общая сумма процентов за пользование кредитом – 725 млн рублей. Весь объем привлекаемых кредитных ресурсов для реализации инвестиционной программы – 729 млн рублей. Таким образом, прибыль, полученная кредитной организацией, составит почти 100%.
Юрий Пушкарёв: – А тем временем стоимость работ, ведущихся на собственные средства, несоизмеримо мала.
Вот «Тверь Водоканал» берёт в период с 2008 по 2010 год кредит. А зачем его брать, если они заработали на инвестиционных надбавках 74 млн, а стоимость строящегося объекта чуть больше 30 млн рублей? Кредит им попросту не нужен, но они его берут.
Валерий Глебов: – Замечу, что собственная чистая прибыль ООО «Тверь Водоканал» за 2010 год составила 156,5 млн рублей, а за 2011 год – 197 млн рублей.
Корр.: – Очень просто. Банк, входящий в империю Фридмана, тоже не должен голодать. Юрий Александрович, так вы сейчас за что бьётесь? За отмену инвестпрограммы «Тверь Водоканала»?
Юрий Пушкарёв: – За отмену решения Тверской городской думы от 2011 года, которым были утверждены изменения в инвестиционную программу «Тверь Водоканала», принятую в 2007 году. Та программа сохраняла баланс интересов и муниципалитета, и ООО «Тверь Водоканал», и населения Твери. Она внушала оптимизм по улучшению ситуации с городскими сетями, большая часть которых уже выработала свой срок эксплуатации.
Корр.: – Это взгляд на проблему жителя Твери и патриота Твери. Но, как представляется, здесь цели тверского сообщества и цели коммерческого предприятия «Тверь Водоканал», а точнее, владеющей им «Альфа-групп», не совпадают. Если горожанам просто нужна вода по приемлемой цене, то коммерческой организации нужна прибыль, это у неё в уставе прописано. Поэтому коммерсанты будут делать всё, чтобы эту прибыль из нашей Твери выкачать. И если город скорчится от жажды и усохнет, они просто бросят его и уйдут в другое место.
Валерий Глебов: – Но что-то же всё-таки на городских сетях делается?
Юрий Пушкарёв: – Кое-что делается, но основные усилия в деятельности «Тверь Водоканала» направлены совсем не сюда. Так что крупных аварий, подобной майской, исключать нельзя. Кроме того, объекты, которые «Тверь Водоканал» планирует строить за счёт собранных с населения средств, не будут сданы в эксплуатацию, так как не будут построены технологически связанные с ними объекты, возведение которых планируется за счёт бюджетных средств. Таких денег у города просто нет.
* * *
От редакции. Следующее заседание Центрального районного суда г. Твери по иску Юрия Пушкарёва о признании противоречащим закону и недействующим решения Тверской городской думы №79 от
18 апреля 2011 года состоится 15 августа 2012 года.
Подготовил Дмитрий ХОДАРЕВ