На днях арбитражный суд Москвы удовлетворил иск тверской авиакомпании «Вертикаль-Т» к Росавиации. В исковом заявлении авиакомпания оспорила июньский приказ ведомства, который отменил действие сертификата эксплуатанта авиакомпании «Вертикаль-Т». Решение суда уже вступило в силу
Росавиация лишила сертификата эксплуатанта авиакомпанию «Вертикаль-Т» 13 июня. С этого момента вертолеты авиакомпании не имели права летать, «Вертикаль-Т» из-за срыва контрактов терпела убытки. К слову, за первое полугодие 2012 года авиакомпания принесла 45 млн рублей налогов в российский и тверской бюджеты, а годовой оборот компании достигает 1,5 млрд рублей.
Авиакомпания «Вертикаль-Т» успешно действует уже 20 лет, имеет российский и международный сертификаты качества и выполняет воздушные перевозки как в России, так и за её пределами – в Африке, Афганистане по контракту с ООН и другими международными организациями. Местонахождение «Вертикали-Т» – тверской аэропорт Змеёво, но её вертолеты базируются и в Мурманске, и на Камчатке, и в Магадане, и на Чукотке. В авиакомпании работает полтысячи человек, используются модификации вертолётов Ми-8 и Ми-26.
В апреле 2012 года в авиакомпанию приехала проверка из Росавиации. Серьёзных нарушений в работе проверка не обнаружила, но в июне пришла телеграмма из Росавиации об аннулировании сертификата эксплуатанта. Формальной причиной стало якобы превышение нормы часов налёта у нескольких лётчиков. Руководство «Вертикали-Т» настаивало, что это не так и что виновата путаница в документах. Работники авиакомпании написали открытое письмо Президенту РФ Владимиру Путину и оспорили запрет на полёты в арбитраже.
И вот благодаря столичному арбитражному суду дорога в небо открыта. Пока открыта. Потому что, если слова руководителя «Вертикали-Т» Владимира Скурихина о недостойных методах конкурентной борьбы имеют под собой основание, некие неведомые нам пока конкуренты так и будут пытаться выжить тверскую авиакомпанию с вертолётного поля.
Почему в истории с авиакомпанией сразу приходит мысль о некоем закулисном заговоре с целью передела неба, а в то, что вертолётчики сплошь и рядом допускали грубые нарушения в работе и Росавиация всего лишь добросовестно дала им по рукам, верится не очень? Да потому что вся практика российской жизни приучила именно к тому, что ни один чиновник за голую зарплату глубоко копать не станет. К тому же бизнес куда проще отнять и переделить, чем построить.
Этот самый бизнес мало поставить на ноги, его надо уметь защитить. Под передел сфер влияния попала не только земля – уже попадает и небо. Видимо, кто-то действительно не смог спокойно смотреть, как «Вертикаль-Т» делает серьёзные деньги из воздуха. Авиакомпании было предложено поделиться, она отказалась, ей сказали «ну-ну» и начали действовать на языке официальных бумаг. Это просто предположения, но вспомним, что десять лет назад попытка рейдерского захвата тверской пивоваренной компании «Афанасий» тоже сопровождалась юридическими фортелями. Впрочем, ещё дон Корлеоне говаривал, что юрист с портфелем в руках куда большая сила, чем сотня вооруженных налетчиков.
И вот здесь мы снова упираемся в неразрешимый вопрос доверия к самому институту государства, которое сначала заявляет, что нельзя кошмарить бизнес, а затем закрывает вполне себе рентабельную авиакомпанию. В ответ на что вертолётчики пишут не в Росавиацию, не в Министерство транспорта – они сразу пишут Путину. Потому что твёрдо знают, кто в стране верховный арбитр и кто замкнул все рычаги ручного управления на себя.