Как стать телезвездой

14.08.2012, 15:44

13 августа у знаменитого ведущего программы «Приглашает Борис Ноткин» на канале «ТВ Центр» был юбилей. Неужели Борису Ноткину уже 70? Глядя на этого энергичного, безумно влюбленного в жизнь, в людей, в свою телевизионную профессию человека, видя, как молодо светятся его глаза, в это трудно поверить

— Борис, сколько лет вы в эфире?

— Я на этой кнопке 24 года. У меня в трудовой книжке всего два места работы: 1966-1988 — МГУ имени Ломоносова и с 1988-го – «МТК», «ТВ Центр» («ТВ Центр» был создан в 1997 году на базе МТК. – Прим. ред.).

— Как изменился за четверть века канал?

— У нас сейчас самое современное оборудование, по техническому оснащению мы, кажется, никому в стране не уступаем. Также быстро выполняются просьбы по закупке необходимой дополнительной аппаратуры. Это имеет и важное психологическое значение – когда все видят, что выделенные деньги доходят до потребителя, а не испаряются по пути, авторитет руководства резко возрастает. За мои 24 года работы на третьей кнопке моральный климат сейчас самый лучший.

— У вас в студии было столько именитых гостей, интересных встреч. Какая из них самая памятная?

— Трудно сказать… Свои первые шесть телевизионных передач провел у меня Анатолий Кашпировский. Только он не лечил зрителей на расстоянии, как это безответственно разрешили ему потом на другом канале, а рассказывал, как он это делает. Во времена гласности и первые постсоветские годы у меня были все руководители – и министры обороны, и МВД, и вице-премьеры. Трудно представить, кого у меня не было. И все они с удовольствием шли «на экран», чтобы показать, какие они достойные люди, и чтобы все их знали. Сейчас, наоборот, у высших начальников считается плохим тоном «пиариться по телевизору, а не работать». Поэтому начальники появляются на экране максимум на 30 секунд, чтобы сделать красивое заявление – и кончено!

— Как вы оцениваете новую телевизионную поросль? Чем они отличаются от старожилов?

— Приглашение трудиться в «Останкино» было для меня, доцента МГУ, как зачисление в отряд космонавтов. Все равно что сейчас молодому человеку попасть в «Газпром». Престиж профессии в обществе резко упал. Большинство двадцатилетних теперь скажут: «Да гори этот голубой экран синим пламенем!» Несмотря на ослабленную мотивацию, у них есть и конкурентные преимущества. Скажем, они в полной мере освоили волшебные возможности Интернета. Моему юному редактору Ксении Галкиной, например, ничего не стоит залезть в программу местной японской телекомпании и легально перекачать оттуда кадры, о которых говорит герой моей передачи.

Хороших ТВ-режиссеров было мало во все времена. С 1994 года мне посчастливилось работать с одним из лучших – Сергеем Николаевичем Кузиным. С каждым годом его талант открывает новые грани и краски. Тут, видимо, как с коньяком – чем больше выдержка, тем ценнее.

— Вы виртуозно владеете жанром телевизионного интервью, к каждому находите свой ключик. А есть ли вопросы, которых вы никогда не задаете своим собеседникам?

— Я стараюсь не задавать герою программы те вопросы, на которые он не может ответить. Если я спрашиваю человека про алкогольную зависимость, то с одной целью: чтобы он поделился со зрителем тем, как он ее преодолел. Если про бесконечные романы – чтобы узнать, как же удалось счастливо остановиться, и для того, чтобы предостеречь других: хочешь сохранить семью — выбирай, что тебе дороже: пожелания твоего хвоста или все же хороший брак. Эти вопросы могут казаться болезненными, но на них человек может ответить, не потеряв лица. Хотя я отдаю себе отчет, что зрители любят, когда богатых и успешных заставляют вертеться, как ужа на сковородке.

— Каков в ваших программах баланс домашних заготовок и импровизации?

— Как правило, я хорошо изучаю собеседника, знаю, на какие темы он будет с удовольствием говорить. К примеру, сколько мою жену вы будете расспрашивать про собак, столько вы будете ее слушать, открыв рот. Потому что она любит собак и знает про них все. Поэтому разговор начинается с домашних заготовок, а после того, как гость мне отвечает, уже идет импровизация. Потому что мне интересно что-то уточнить, развить…

— Формирование культурных потребностей у людей — процесс очень долгий и сложный…

— Давайте посмотрим, от кого зависит развитие культуры. В нашей стране это зависит в первую очередь от элиты. Подъезжайте к консерватории, к Дому музыки, вы там не увидите ни одной мигалки, ни одного «майбаха», ни одного «роллс-ройса». Поговорите с любым представителем нашей элиты, и вы увидите, как хорошо они разбираются в сортах виски. Они вам расскажут, чем односолодовый виски отличается от многосолодового, чем «петрусь» отличается от других марок коллекционного вина. Почему? Потому что для нашей элиты разбираться в винах – это уже престижно.

Нужно думать о том, как сделать престижной для элиты культуру. И самое трудное, как дать возможность коллективной «Марь Иванне» почувствовать, что от настоящего искусства можно получать удовольствие больше, чем даже от Стаса Михайлова.

 

  ДОСЬЕ

Борис Ноткин родился 13 августа 1942 года в Москве. По образованию профессиональный переводчик, в свое время был одним из лучших переводчиков-синхронистов в стране. Переводил в Президиуме Верховного Совета СССР, был официальным переводчиком президента Рональда Рейгана во время его посещения МГУ. В течение полугода преподавал в одном из университетов США как фулбрайтовский профессор. В 1988 году был приглашен в качестве гостя в программу «Добрый вечер, Москва», а через неделю появился в эфире уже в качестве ведущего программы. С 1990 года по 1997 год — ведущий программы «Лицом к городу», а с 1994 года — автор и ведущий программы «Приглашает Борис Ноткин» («ТВ Центр»). В 2011 году награжден орденом Дружбы за большой вклад в развитие отечественного телевидения и многолетнюю работу.

Игорь ЛОГВИНОВ

44 0
Лента новостей
Прокрутить вверх