В современном глобальном мире проблема безопасности территорий выходит на первый план. Причём смысл этого понятия значительно расширился. Сегодня под термином «безопасность» понимают не только криминогенную обстановку в регионе, но и экономически стабильную ситуацию, развитую инфраструктуру, экологическое благополучие территории. Таким образом, безопасным можно считать тот город или регион, где комфортно себя чувствуют и местные жители, и приезжие
Насколько город Тверь подходит под определение «безопасный», шло обсуждение на круглом столе, который состоялся 24 августа в конференц-зале отеля «Оснабрюк» по инициативе еженедельника «Караван+Я».
Открыл тему главный редактор газеты «Караван+Я» Геннадий Климов:
– Сейчас в стране сложная политическая ситуация. Это связано с взрослением общества. У людей удовлетворены основные материальные нужды, и возникает новая потребность – в безопасности. Но так как потребность эта не удовлетворяется, появляется внутреннее напряжение. Люди живут лучше, а недовольных становится всё больше. Эту проблему надо решать, потому что иначе она грозит перерасти во что-то более серьёзное.
В городе Твери положение усугубляется тем, что меняется состав населения. Молодёжь продолжает уезжать, их замещают другие приезжие, которые недостаточно интегрированы в наш социум, которым чужда наша культура. В результате может возникнуть ситуация, когда Тверь просто деградирует. В мире сейчас идёт жёсткая конкуренция территорий. В Европе есть заброшенные города, их покинуло местное население, его место заняли мигранты из третьего мира, что привело к росту преступности, вслед за этим упали цены на недвижимость, началось сворачивание экономической жизни, что привело к безработице и еще большей деградации… Эта ситуация сейчас развивается в Афинах. И в Твери происходят подобные процессы.
К вопросу безопасности можно отнести и экологию города. В Твери некачественное водоснабжение, не налажена утилизация мусора – всё это определяет наше будущее, будущее наших детей. Поэтому хочется, чтобы мы сегодня рассмотрели проблему безопасности с разных сторон.
Владимир Магомалеев, советник главы г. Твери:
– Я согласен, что на сегодняшний день проблемы в городе существуют. Но их стоит рассматривать в контексте истории. В своё время Тверь была так называемым 101-м км, куда в советские времена высылали из столицы «неблагонадежных» людей. Областная столица расположена между двумя крупными мегаполисами, этим обусловлено движение миграционных потоков через наш город.
Ещё сравнительно недавно, в 60-е годы, здесь преобладал частный сектор. Потом начали строить пятиэтажные дома, при этом не учитывая ни перспективы развития города, ни транспортные развязки. Сегодня мы пожинаем плоды подобного подхода. Если взять проблему транспортной безопасности, остро стоит проблема парковок, но где взять для них места? Люди в центре паркуются, где им удобно, не думая о том, что они затрудняют движение. Поэтому проблему безопасности и благоустройства, на мой взгляд, надо решать путём изменения менталитета, и начинать это делать со школьной скамьи.
Геннадий Климов:
– Все проблемы решаемы, если их решать. Тот же вопрос пробок в центре города. Существуют давно отработанные в мире технологии решения транспортной проблемы. Достаточно в Твери сделать платные стоянки, а на берегу реки Лазури – стоянку бесплатную, и все чиновники, которые по утрам приезжают в центр и оставляют свои машины на целый день, будут ставить там свои машины. А кто хочет парковаться у здания администрации, пусть платит ещё дороже. Это же просто, необходимо только желание. Кроме того, есть технологии перехватывающих парковок и т. п. В центре города ровно столько машин, скольким мы позволяем там быть.
Владимир Магомалеев:
– Мы можем сделать стоянку в районе Лазури, но я гарантирую, что она будет заполнена от силы на 30%. Проблему безопасности надо решать в комплексе. Для города необходимо введение системы ГЛОНАСС, программы «Безопасность дворов», когда каждый двор находится под видеонаблюдением. Но это требует больших вложений. Сейчас частично реализована программа «Безопасный город» на основе системы ГЛОНАСС; для того, чтобы её развивать, необходимо полмиллиарда рублей. Однако эффективность этой системы подтверждена опытом.
Андрей Иванов, начальник службы участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних УМВД России по Тверской области:
– Мы обобщаем российский опыт и стараемся лучшие примеры использовать в своей работе. Так, ни одно строительство в Твери не начинается без согласования с администрацией города. В других регионах (в частности, в Липецке, Ставрополе) вопросы строительства обязательно согласовываются ещё и с полицией с учётом требований безопасности: наличия безопасного сегмента для отдыха и прогулок, парковочных мест, подъездных путей, ограничения доступа – домофона, а также присутствия в каждом многоквартирном доме консьержки. У нас много безработных пенсионеров, и, как начальник службы участковых, скажу: вряд ли найдётся кто-то внимательнее наших бабушек.
А какую проблему создаёт транспорт, припаркованный вдоль дорог зимой и не позволяющий расчищать дороги от снега. Сегодня совершается очень много краж из автомобилей, и случаются они в основном в Московском и Заволжском районах. Это старые районы, и дворы в них не приспособлены для парковок. Сейчас строится новый микрорайон «Радужный», но и там во дворах не предусмотрены парковки. На мой взгляд, экономически выгодно ставить вопросы безопасности ещё на этапе проектирования, администрации – софинансировать эти мероприятия, привлекая и застройщика, и собственников жилья.
Есть большой опыт участия общества в охране порядка. В Москве созданы общественные пункты охраны порядка, объединяющие общественность в лице старших по домам, представителей ТСЖ. Лучших помощников участковым нет, потому что эти люди целый день находятся дома. Они видят территорию, общаются с жильцами, им легче отслеживать информацию о происшествиях, случающихся в домах. Хотелось бы высказать пожелание представителю главы города, чтобы при застройке обращалось внимание на эти проблемы. Настало время, когда вопросы застройки в городе нужно согласовывать и с полицией.
Валерий Глебов, начальник отдела правового обеспечения ООО ИД «Тверское княжество»:
– Последние 10 лет я служил в Плесецке, и всё это время бывал в Твери наездами. Честно говоря, за это время у меня сложилось впечатление, что состояние города всё больше ухудшается. Стремительно растёт количество машин на улицах областной столицы, город стоит в пробках. Невольно возникает вопрос: если ситуация продолжит развиваться подобным образом, что же будет в Твери через два года? Принимаются ли какие-то меры, чтобы изменить положение дел? Ведь в противном случае город просто встанет.
Кроме того, я считаю, что немаловажным фактором безопасности Твери является состояние самого города, его благоустройство: оборудование дворов, освещённость улиц, работа по ликвидации злачных мест – свалок, зарослей кустарника, заброшенных сооружений…
Владимир Родионов, директор ООО «Эко-Сервис»:
– Наша компания занимается сбором, вывозом и сортировкой мусора, эта сфера является экологической составляющей безопасности города. На сегодняшний день перед нами встала, например, следующая проблема: сложно забрать мусор из жилого сектора на новой современной технике, которую мы закупаем. Контейнерные площадки плохо оборудованы, установлены поребрики, которые затрудняют подъезд нашему транспорту. И в новых районах Твери такая же ситуация – в проектах не учитывается вопрос оборудования контейнерных площадок. Нет элементарного ограждения, в результате мусор разлетается в разные стороны.
Например, в Санкт-Петербурге система вывоза мусора полностью отлажена: стоят контейнеры для разного типа отходов и работники коммунальных служб следят, чтобы вокруг площадок было чисто, чтобы в каждый бак попадал тот тип отходов, для которого он предназначен. Я считаю, что в Твери реально внедрить подобную схему сбора и утилизации мусора, это не потребует больших затрат. Главное – оборудовать хорошие контейнерные площадки и при строительстве домов согласовывать их проектирование с компаниями, которые занимаются вывозом и утилизацией отходов. Мы планируем создать современную систему сбора мусора на примере микрорайона Юность.
Андрей Шуйгин, заместитель директора ООО «Эко-Сервис»:
– Сегодня в областной столице существует целый ряд проблем, угрожающих её безопасности. Взять хотя бы проблему маршрутных такси. Этот вид транспорта на сегодняшний момент представляет настоящую угрозу нашему городу. Водители маршрутных такси не заботятся о безопасности ни пассажиров, ни пешеходов, ни остальных участников дорожного движения. В других городах подобной проблемы нет. Например, в Курске есть государственные автобусы, которые ездят по расписанию по основным маршрутам. Маршрутных такси немного, и работают они на коммерческой основе на малозагруженных маршрутах.
Вторая проблема касается водителей маршруток. Сейчас создаются этнические группировки: маршруты становятся полностью «таджикскими», местных водителей просто выгоняют и не дают им работать. Подобная проблема есть не в одной этой сфере, и этот ком в дальнейшем будет только нарастать.
Геннадий Климов:
– Я часто езжу на Балканы и вижу, как там реализовывался этот сценарий. В результате наши братья-сербы практически потеряли часть страны, стали в некоторых местах людьми второго сорта. Взять для примера ту же Сербию.
Вадим Иванов, заместитель начальника УФМС России по Тверской области:
– На уровне муниципалитета и правительства области миграционная политика разрабатывается исходя из той ситуации, которая сложилась в регионе: демографического кризиса, острой нехватки рабочих рук. При этом мигрантов берут на работу только в том случае, если в течение двух месяцев на вакансию в службе занятости не откликаются местные жители. Заинтересованность в иностранной рабочей силе в области просто колоссальная. Сейчас мы выдаём разрешение на работу только по квоте, которая устанавливается постановлением правительства. Квота на Тверскую область на этот год составила 12800 рабочих мест, притом что было подано 1800 заявок на 32 тысячи человек.
Каждый год заявки на квоты растут. И если в Твери ситуация с рабочими местами более-менее стабильная, то в районах области рабочих рук катастрофически не хватает. В районы не идут инвестиции, потому что можно создать любое предприятие, но работать на нём будет некому.
Геннадий Климов:
– Не плохо, когда едут мигранты, – вопрос в их качестве. Если к нам будут приезжать мигранты из Финляндии или Германии, можно установить квоту и в 32 тысячи. А к нам едут необразованные люди, которые даже не знают русского языка. Миграционная политика требует умных подходов, она должна исходить не только из сегодняшних потребностей, но и прогноза последствий.
Михаил Яковленко, генеральный директор филиала компании «Роснефть» в г. Твери:
– Я приехал в Тверь 14 лет назад из Нефтеюганска. Тогда по программе переселения в столицу Верхневолжья планировали переехать 18 семей, однако, ознакомившись с городом, его инфраструктурой, благоустройством, переехать изъявили желание только три. Как видите, это наглядный пример того, как надо привлекать мигрантов. Взять, например, Белгородскую область – там наблюдается реальный прирост населения из других регионов России.
На мой взгляд, привлекательность региона напрямую зависит от эффективности работы его руководства. Я считаю, что власть должна отвечать за свои поступки. Если в течение двух лет она не смогла изменить ситуацию в городе в лучшую сторону, то пусть уступит место другим людям, желающим преобразовать городскую среду. О какой ответственности власти можно говорить, когда поверх пыли и грязи красят бордюры, разметку делают в июле – и то краску разводят так, что она стирается с дороги через несколько недель, когда закупаются камеры видеонаблюдения, на которых даже нельзя распознать лиц преступников? У нас на всех бензозаправках установлены видеокамеры, поэтому на наших объектах фактически нет хищений.
В Тверской области на тысячу жителей приходится порядка 217 автомобилей. То есть тенденция такова, что через несколько лет город будет стоять в пробках. Поэтому сейчас перед администрацией Твери стоит задача модернизировать общественный транспорт. Особенно хочу коснуться трамваев. В том виде, в котором они сейчас существуют, их просто надо убирать с улиц города. Если мы хотим оставить трамвай, то это должен быть качественно новый вид скоростного транспорта, который бы никому не мешал и был украшением города.
Александр Блинов, активист Тверского гражданского союза:
– Безопасность сегодня – это не только вопрос правоохранительных органов, это вопрос градостроительства в первую очередь. Преступления совершаются чаще всего там, где не кипит жизнь, где мало людей. Чем более развита инфраструктура города, тем более безопасно в нём находиться. Здесь возникает задача для администрации города сделать районы Твери привлекательными для людей, чтобы на улице было много глаз.
Второе – автомобильная безопасность. Не нужно бояться европейского опыта. Те проблемы, которые стоят перед нами сейчас, уже решены в европейских городах. Это проблема пробок. Она решается очень просто – стимуляцией пересаживания горожан на общественный транспорт, выделением линий для автобусов, введением платных парковок. Давайте сделаем платный центр (в Лондоне, например, давно уже платный центр). Люди, которым это невыгодно, будут пересаживаться на общественный транспорт. Но общественный транспорт должен быть комфортным.
Галина Архипова, начальник Управления госавтодорнадзора по Тверской области:
– В Твери стоит немало острых проблем в сфере транспорта общего пользования. 95% из 370 лицензиатов – это индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозку пассажиров, не имея никаких договорных отношений с администрацией Твери. В течение последних пяти лет совместно с ГИБДД мы неоднократно выходили с предложениями о необходимости организатору транспортного обслуживания – администрации города – определить «правила игры». На наш вопрос, сколько нужно транспорта общего пользования в Твери, ответ мы не получаем. Транспорт ездит без расписания. Отсутствие договора с администрацией объясняют наличием лицензии. Но это заблуждение.
Организация транспортного обслуживания должна проводиться с учётом изучения пассажиропотока, единой схемы маршрутной сети, расчёта, по каким маршрутам должны ездить автобусы большей вместимости. Только конкурс позволит сегодня выбрать тех лицензиатов, которые имеют необходимый подвижной состав, производственную базу, безупречную репутацию.
Алексей Смирнов, исполняющий обязанности заместителя начальника управления ГИБДД по Тверской области:
– Хочу остановиться на вопросах безопасности дорожного движения. У нас есть улицы и перекрёстки, на которых постоянно происходят ДТП. Мы неоднократно направляли в администрацию города предложения о том, как их обезопасить. Меры эти по непонятным причинам не принимались, притом что расходы на это минимальны. Например, перекрёсток ул.Терещенко с ул. Озёрной – здесь произошло 10 ДТП с начала этого года. Достаточно оборудовать на подъезде к перекрёстку две искусственные неровности и поставить соответствующие знаки, обойдётся это в общей сложности в 100 тыс. руб. Существует порядка 10 таких перекрёстков в Твери.
Серьёзной проблемой является такой вид ДТП, как наезды на пешеходов. Сегодня на пешеходных переходах полностью или частично отсутствует дорожная разметка, наносится она краской, которая по истечении месяца стирается (т. е. в состав краски не входит термопластик), часто нет дорожных знаков, ярко выделяющих пешеходный переход. Нанесение дорожной разметки в этом году было начато только в июле месяце. На конкурсы никто не вышел, так как коммерческое предложение было, по-видимому, сделано как-то неправильно. В конце концов оказалось, что в МУП «ЖЭК» есть машина, которая делает разметку, но в ней нет пилота. Неужели было трудно обучить человека и решить проблему нанесения дорожной разметки ранее июля?
Ещё один очаг аварийности – площадь Капошвара, которую в городе называют «площадью Кошмара». По нашим исследованиям, нормальная организация движения на этом участке возможна только после строительства надземного или подземного пешеходного перехода. Сколько лет вопрос стоит, а даже проектно-изыскательских работ по этому поводу не проводилось. Кроме того, мы предлагали администрации массу возможностей разгрузить основные магистрали. Например, надо довести до конца дорогу в створе улицы Красина, проложить дорогу по набережной Лазури до Тверского проспекта. Все эти предложения известны, но много лет не выполняются.
Работники службы ГИБДД готовы работать в направлении обеспечения безопасности дорожного движения, вопрос только, как заставить руководство органов местного самоуправления выделить хоть какие-то средства на это?
Дмитрий Гончаров, создатель сети магазинов «Российская сантехника», базы отдыха «Барская усадьба»:
– Безопасность города – понятие широкое. Сюда относится и инфраструктурная безопасность. Ни для кого не секрет, что городские коммуникации давно исчерпали свой срок годности, и сегодня они представляют реальную угрозу для горожан. Так, изношенные трубы водопровода напрямую влияют на качество воды, которая течёт из нашего крана. В плачевном состоянии находится и городская канализация: о многочисленных авариях говорят провалы асфальта и бесконечные ремонтные работы, которые ведутся на улицах города. Очевидно, что ситуацию надо менять. Но поскольку вопрос реконструкции коммуникаций требует больших финансовых и временных затрат, подходить к нему надо комплексно.
Я считаю, что на уровне города должна быть разработана программа, которая бы предусматривала поэтапную замену водопроводных и канализационных труб на определённых участках города. Таким образом, в течение нескольких лет проблема с качественным водоснабжением областной столицы была бы решена. Сегодня государство вкладывает деньги в переоснащение медицины. И это хорошо. Но все же надо начинать с качества жизни в городе, чистоты воды, которую мы пьем, чистоты воздуха которым мы дышим. Тогда, возможно, и болеть люди будут меньше. Должна действовать программа экологии города, необходимо возродить системы контроля за окружающей средой, ужесточить контроль за качеством воды.
Геннадий Климов: – Спасибо за разговор. Мы ещё продолжим эту тему. Надеюсь, что жители Твери тоже выскажут свои предложения.
Записала Елена ПАВЛОВА