Героем очередного выпуска программы «Сто вопросов взрослому», которая вышла на канале «ТВ Центр» в субботу, 25 августа, стал народный артист России Николай Цискаридзе
— Согласны ли вы с утверждением, что детям нельзя говорить неправду?
— Есть святая ложь. Но есть такие вещи, которые лучше воспринимать подготовленным.
— Готовы ли вы честно отвечать на вопросы?
— Я, по-моему, отличаюсь искренностью, за что и получаю всю жизнь.
— Расскажите о себе?
— Я родился в городе Тбилиси. На территории Советского Союза. Пошёл учиться балету. Хотя никого не было, связанного с искусством. Так получилось, что все стали советовать, чтобы я переехал в Москву. С тех пор я живу здесь. Потихоньку меня стали приглашать на телевидение.
— Есть ли у вас балетная партия, которая проходит красной нитью через всю жизнь?
— Наверное, это был «Щелкунчик», потому что я каждый год его танцевал. Был главным «Щелкунчиком» этой страны. Танцевал его 18-20 лет. И всегда зажигал главную ёлку страны. Но любимая роль — принц Дезире в балете «Спящая красавица». Потому что, это, наверное, единственный спектакль, в котором я не умираю, не исчезаю, а счастливо женюсь. В основном мое амплуа было таким, что надо было пострадать, а в конце умереть. Или умирала возлюбленная на руках.
— Вы не хотели бы жить и работать за границей, как, например, Михаил Барышников?
— Хотел. Но дело в том, что великие — Нуриев, Макарова, Барышников — бежали из этой страны. Они совершили, с одной стороны, безумный поступок. Для себя — геройство. Для истории — достаточно знаковый поступок. А в то время, когда начал выступать я, уже возможно было уехать. Меня сразу пригласили в Лондон, в Королевский балет. Там есть традиция: их труппы наводнены нашими артистами. Но их учат год или полтора, иногда даже несколько месяцев, а потом подписывается бумага, что они учились не в России, а являются выпускниками Королевского балета. Но только рухнул Советский Союз. А я вырос с сознанием, что самый лучший — это Большой театр, и мне хотелось туда попасть. И мама у меня уже была очень больной, а я не мог уехать один. А куда ее везти? Ни документов, ни жилплощади… И это меня остановило. А уже потом, когда я стал солистом Большого театра, начал много ездить по миру, то увидел разницу между положением тех людей, которые там родились, и иммигрантами. И мне не хочется быть иммигрантом. Я уехал из солнечного Тбилиси в Москву. И не знал, чем эта авантюра закончится. Слава Богу, она пока прилично заканчивается. Поэтому мне не хотелось бы больше этого. Я бы не советовал никому быть иммигрантом.
— Любите ли вы Россию?
— Ну как я могу не любить? Знаете анекдот: «Это — родина, сынок…» Я 20 лет был одним из главных российских артистов на мировой арене. А потом, я вырос в Советском Союзе, где нас очень чётко учили любить свою родину с сознанием, что у нас всё самое лучшее. И расстраиваюсь, когда проигрывают наши. И реально радуюсь, когда наши выигрывают. С гордостью смотрю, когда наш флаг поднимают на соревнованиях. Я циничный, несентиментальный человек, но очень переживаю, когда недооценивают Россию. Особенно когда в балете нас пытаются учить какие-то иностранные критики. У нас балет существует 300 лет. А в Англии — около 70. И они нас учат. А мы, русские, говорим: «Раз они так сказали, значит, это правильно». Я против этого! Очень уважаю Елену Анатольевну Чайковскую. Она сказала потрясающую вещь. Однажды я заметил ей: «Все ваши коллеги, когда распался СССР, уехали на Запад, а вы нет. Почему?» «Ты знаешь, я всю жизнь «воевала» против них. А теперь я должна уехать, чтобы научить их выступать против наших?»
— Есть ли темы, на которые вы не говорите?
— Есть. Это национальность и конфессиональная принадлежность, с кем ты спишь и сколько зарабатываешь!