В последние месяцы аварийность на дорогах страны стала чуть ли не одной из превалирующих тем телевизионных новостей. На федеральных трассах, в городах и поселках происходят аварии, которые с завидным постоянством уносят жизни наших граждан. Зачастую оказывается, что управляли транспортными средствами водители в состоянии алкогольного опьянения
Хотя Тверская область пока еще не попадала в сводки со страшными происшествиями, наш корреспондент встретился с исполняющим обязанности главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Тверской области полковником полиции Алексеем Смирновым для того, чтобы выяснить общую картину в Тверском регионе.
– Областное ГИБДД уделяет пристальное внимание фактам вождения в нетрезвом виде. Дело в том, что пьяный водитель, лишь только сядет за руль, уже становится потенциальной угрозой для всех окружающих. Мы обеспокоены тем, что количество ДТП, в которых принимали участие нетрезвые водители, по сравнению с прошлым годом значительно выросло. С семнадцати до тридцати двух. Почти в два раза!
Если говорить о проблемных местах, то в первую очередь это город Тверь. И это несмотря на то, что здесь сконцентрированы самые большие силы инспекторов. Шесть ДТП с участием пьяных водителей! Это много. В Кимрском районе – пять, в Бологовском – четыре. В Кашине, Калязине, Удомле – по два. Это основные очаги. Мы проводили по области ежемесячно профилактику, контрольные рейды, в которых принимали участие журналисты, дабы те своими глазами увидели и довели до населения, как это опасно – пьяный водитель за рулем. Были случаи, когда нарушители просто игнорировали наши требования остановиться! Теперь решили проводить такие рейды еженедельно.
– В чем их смысл? Если я правильно понимаю, инспектор без всяких рейдов должен остановить или задержать пьяного водителя?
– Во время рейда отрабатываются увеселительные заведения. Человек ведь не всегда выпивает дома, прежде чем сесть за руль. Выпив дома, он все-таки, как правило, ложится спать. За руль в состоянии алкогольного опьянения попадает после дискотеки, ресторана, бара.
– И что, вы ставите экипажи рядом с увеселительными заведениями, причем совершенно открыто?
– Нет, экипажи находятся в движении. Но никто не прячется. Более того, через СМИ мы доводим информацию, что будет рейд, причем именно с целью выявления любителей употреблять алкоголь. И все-таки, несмотря на все это, находятся нарушители. И нарушители осознанные. Это печально.
– Часто ли вы задерживаете таких водителей, которые уже были лишены прав за управление транспортным средством в нетрезвом виде?
– Мы останавливаем и таких водителей, у которых вообще нет прав. А повторное задержание тоже, увы, не редкость. Я должен выразить благодарность нашей судебной системе и, в частности, руководителю областного суда за понимание этой проблемы. Пьяные водители должны лишаться прав! Более того, они должны понимать, что за неподчинение к ним вполне могут применить санкцию в виде ареста на 15 суток. Увы, есть и такие прецеденты. Хотя касается это в основном злостных нарушителей, которые задерживаются уже не в первый раз.
– Предусматривает ли судебная практика других государств лишение прав таких нарушителей навсегда?
– В других государствах за управление в состояние алкогольного опьянения предусмотрен большой тюремный срок. У нас пока все это существует только в виде законодательных инициатив. Думаю, ужесточение наказания оправданно. Оно уже сыграло свою роль. У нас после ужесточения санкций количество нарушений по стране в целом сократилось.
– Почему же в регионе увеличилось?
– Санкции ввели три года назад. Возможно, пришло время для очередного ужесточения.
– Привыкли?
– Знаете, есть такая тенденция. Но есть и другая, которая гораздо хуже: «со мной ничего не случится». Или же – «откуплюсь». В этом и заключается беда. Думать нужно не о том, поймают или нет, а о том, что можешь расстаться с жизнью. К сожалению, за этот год в ДТП погибли уже пять человек. Хочу заметить, у нас вызывает обеспокоенность и тот факт, что увеличилось количество задержанных водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения. За этот год мы имеем уже 46 подобных фактов. И это только установленные факты. Это относится лишь к тем, кто согласился пройти медицинское освидетельствование. Львиная доля таких водителей отказывается. Не хотят огласки.
– Но права все-таки отнимают?
– Конечно, однако в протоколе написано: зафиксированы признаки, осмотр пройти отказался. Увы, нами зафиксировано два случая, когда в состоянии наркотического опьянения находились водители общественного транспорта.
– А были просто пьяные?
– Были. Мы очень серьезно относимся к таким эпизодам. За спиной у таких людей множество жизней. Руководители данных предприятий были жестко наказаны.
– А вас не пугают разваливающиеся «газели»?
– К сожалению, функции техосмотра выведены за рамки обязанностей ГИБДД. Более того, мы не вправе проверять наличие техосмотра вообще! Техосмотром занимается механик, выпускающий транспорт на линию. Во всяком случае, он обязан проверить исправность машины.
– Может быть, стоит вернуть? Хотя бы если речь идёт об общественном транспорте.
– Не думаю, что функции техосмотра нужно возвращать ГИБДД, нужно просто работать во взаимодействии с руководством этих предприятий, что мы и делаем. К сожалению, в некоторых случаях у нас не хватает рычагов воздействия. До сих пор в области так и не проведен нормальный конкурс между владельцами транспортных фирм, и на дорогу выезжает то, что вы видите. Разбитые машины. Мы пытаемся с этим бороться, но можем сделать что-то конкретное лишь с водителями неисправных транспортных средств. Конкурсами занимается администрация города и области. Мы считаем, что они должны быть проведены в ближайшие сроки, чтобы перевозками людей занимались только те фирмы, которые имеют достаточную техническую базу для обслуживания, да и сам транспорт был современным и удобным для пассажиров.
– А как вообще в области обстоят дела с аварийностью? Ни для кого не секрет, что порой причиной аварии становится плохая дорога. А дороги у нас не из разряда образцовых.
– Состояние дорожных сетей у нас действительно оставляет желать лучшего. Мы разделяем беспокойство автолюбителей. Но мы можем только составить акт о техническом состоянии. И рекомендовать: тут нужен ремонт, тут светофор или какой-то дорожный знак. Выполнение рекомендаций зависит от финансирования. Если у администрации нет денег (а их чаще всего нет) или желания, вопрос остается нерешенным. И если так будет продолжаться дальше, то хороших дорог у нас не будет никогда. Ямочный ремонт не панацея. А разметка? Как можно правильно ехать по дороге, если нет разметки по рядам? Такая картина долгое время наблюдалась в непосредственной близости от здания УМВД. А ведь там многополосное движение. Что тогда говорить о положении дел в городах, отдаленных от Твери? С нашими дорогами что-то нужно делать!
– Алексей Владимирович, ваша обеспокоенность такая искренняя, что не могу не задать неожиданного вопроса, который никак не вписывается в рамки серьезного интервью… Вот вы сейчас в некотором смысле царь всех дорог…Это что-то сказочное. В сказках обычно есть волшебники. Чтобы вы его попросили, если бы была такая возможность?
– (Улыбаясь) Чтобы в моем царстве все дороги стали качественными и удобными!
Андрей ВАРТИКОВ