Прошла ровно неделя, как перевозчики обратились с открытым письмом к губернатору Тверской области Андрею Шевелёву. Деятельностью ОАО «Тверьавтотранс» после письма заинтересовались правоохранительные органы, на автовокзале идет проверка как работы генерального директора Сергея Татаринова, так и предприятия в целом.
Напомним, поводом к написанию открытого письма к губернатору стали многомиллионная задолженность ОАО «Тверьавтотранс» перед автопредприятиями Тверской области, неправомерная деятельность, незаконное увольнение сотрудников, а также нецелевое использование средств и отсутствие мер безопасности, как и технической документации, при проведении ремонтных работ на территории Тверского автовокзала.
На сегодняшний день, кроме проверки правоохранительными органами, никакой официальной реакции со стороны областных властей (владеющих 100% акций) нет.
Тем временем стали известны некоторые факты, позволяющие сделать выводы о том, что на ОАО «Тверьавтотранс» в последние 1,5 года велась деятельность, противоречащая уставу предприятия. Тверской автовокзал, несмотря на положительные, казалось бы, изменения, оказывается на грани банкротства, от которого спасает лишь то, что предыдущее руководство предприняло ряд шагов, позволяющих вот уже второй год Сергею Татаринову получать бюджетные средства.
В 2008 и 2009 годах ОАО «Тверьавтотранс» подает в суды на Минфин РФ о компенсации денежных средств предприятию за обслуживание пассажиров по единому социальному проездному билету. В 2010 году предприятие продает неликвидное здание, часть средств от продажи идет на погашение долгов, у предприятия остается еще более 30 миллионов рублей. Эти 30 миллионов, так же как и 54 миллиона по суду, достались Сергею Татаринову в наследство от предыдущего руководства. В ближайшее время предприятие должно по решению суда еще получить более 60 млн рублей, компенсация за 2008 год по ЕСПБ. Но куда конкретно ушли предыдущие 84 миллиона рублей – доподлинно не известно.
Немаловажен и вскрывшийся недавно факт. Стало известно, что Сергей Татаринов до последнего времени скрывал, что имеет задолженность в московском банке по крупному кредиту. Предприятие получило исполнительный лист на его имя, и теперь Сергей Татаринов ежемесячно оплачивает кредит, взятый еще до его переезда в Тверь и до вступления в должность руководителя государственной жилищной инспекции. Возможно, его увольнение с государственной должности было связано с тем, что службы нашли должника и обязали выплачивать кредит. Предоставим правоохранительным органам делать свою работу и разбираться с финансовыми проблемами Сергея Татаринова, но, судя по всему, заложенность перед банком оплачивается средствами предприятия.
Сейчас известно и то, что еще предыдущее руководство пыталось улучшить автовокзал, однако получило в феврале прошлого года письмо из управления архитектуры и градостроительства администрации Твери, где сказано: «В связи с предстоящей реконструкцией привокзальной площади и формированием объединенного вокзального комплекса выдачу АПЗ и реконструкцию существующего автовокзала считаем нецелесообразной». Имея ограниченные средства на тот момент, ОАО «Тверьавтотранс» от реконструкции отказалось, ограничившись внутренним ремонтом касс и автостанций в районах.
Вступив в должность директора предприятия, которое хоть и нуждалось в средствах, но не имело никаких задолженностей, кроме текущих, Сергей Татаринов обещал изменить автовокзал до неузнаваемости. Изменения действительно произошли, но слишком дорогой ценой.
Все время, что работает Сергей Татаринов, задолженность перед перевозчиками каждый месяц растет. 84 миллиона предприятие истратило меньше, чем за год. Из этой суммы только 11 млн ушли на реконструкцию автовокзала, которая проводилась без обеспечения мер безопасности, без сметы, без проектной документации (напомним, здание автовокзала типовое, точно такой же вокзал в Кемеровской области подвергался аналогичному ремонту, что привело к трагическим последствиям – обвалу крыши, гибели женщины и травмированию 14 человек). Причем Сергей Татаринов в курсе, что такие работы проводить на автовокзале не рекомендовано. Надо отметить, что нужно быть действительно очень смелым человеком, чтобы взять на себя ответственность за благополучие людей, которые сейчас работают на втором этаже здания автовокзала, конструкция которого испытывает колоссальную нагрузку и была достроена без соблюдения нормативов и соответствующей документации.
Говоря о средствах, потраченных ОАО «Тверьавтотранс», нельзя не упомянуть и 16,5 миллиона рублей, которые ушли на асфальтирование не принадлежащего ОАО «Тверьавтотранс», а взятого в аренду федерального участка, так же как в случае с автовокзалом, без согласования с собственником, без учета коммуникаций и прочей инфраструктуры. Это асфальтирование – нецелесообразная трата денег. И не только из-за того, что накануне пришел ответ собственника, запрещающий любые работы на участке, но и потому, что при асфальтировании не были учтены коммуникации: асфальтированная площадка оказалась выше общей территории участка и из-за дождей теперь вода скапливается в нише расположенного рядом недостроенного здания, подтапливая фундамент. Все действия с этой площадкой Татаринов делает на свой страх и риск. Кто и как теперь будет отвечать за переделку на участке? Возможно, Татаринов вновь проявит невиданную смелость и за свой счет закажет как проектную документацию, так и последующий демонтаж асфальтового покрытия и выведение коммуникаций?..
60 миллионов рублей, которые предприятие должно получить в ближайшее время по решению суда, во многом спасут ситуацию. Причем не только в ОАО «Тверьавтотранс», но и отрасли в целом: помогут разобраться с долгами и исправить существенные недочеты «гениального» менеджмента. Однако гарантии, что и эти деньги НЕ уйдут в никуда, никто не дает. Как и ответа, куда ушли оставшиеся от упомянутых ремонта и асфальтирования средства.
Лариса ВАЛЕРИНА