Каждый день город Тверь производит на свет 400 самосвалов мусора. И если горожане ещё не бродят по колено в банках-тряпках, значит, этот мусор куда-то вывозят. Хотя вывозить уже некуда
Вывозят весь наш мусор, и это не секрет, на 13-й км Бежецкого шоссе, на старую городскую свалку. Она уже давно просится на покой, регулярно овевая город едким дымом и тем напоминая о нерешённой экологической проблеме. Но продолжает терпеливо принимать новые и новые самосвалы с городским мусором.
Впервые эксплуатацию городской свалки запретил Заволжский районный суд ещё в 2007 году. Однако МУП ТСАХ и администрация города тогда выпросили трёхгодичную рассрочку исполнения судебного решения. Затем удалось убедить суд в необходимости ещё одной рассрочки, но всё когда-то кончается, и 1 октября 2012 года истекла и она. По решению суда нужно прекратить действие свалки и подготовить её, то есть гигантский слоёный мусорно-грунтовый пирог, к рекультивации. Это означает не просто перестать насыпать новые этажи мусора. Рекультивация означает наращивание земляного слоя, высаживание на образовавшемся холме деревьев… И как знать, может, через годы 13-й километр и превратится в модную горнолыжную базу, но это будут нескорые годы.
Тем же решением суда предписывалось организовать вывоз твёрдых бытовых отходов на другой полигон, попросту – на другую свалку. Между тем, свидетельствуют специалисты, все свалки, которые находятся рядом – в Вышнем Волочке, Кимрах, Бежецке, – находятся в запущенном состоянии и постоянно горят.
Рассрочка – важное слово в решении суда. Рассрочка предполагает какие-то мероприятия, и было принято решение построить поблизости новый объект размещения отходов. Почему поблизости? В той строке на вывоз мусора, что указана в квитанциях, сама утилизация составляет только 1/5 цены, а 4/5 составляют транспортные расходы.
В предыдущей городской думе депутат-коммунист Олег Борисов долгое время возглавлял комитет по развитию города. С проблемой свалки он знаком очень близко и сравнивает сегодняшнее решение мусорной проблемы в Твери с позапрошлым веком. Население вполне может платить за вывоз мусора меньше, потому что способ сократить транспортное плечо есть. Для этого все разрозненные городские мусоровозы должны свозить мусор на станцию перегрузки. Для неё уже подобрано место на окраине города. Там из мусора извлекут полезное вторсырьё, ненужное измельчат до однородной массы, погрузят в большие мультилифты и отвезут на дальнейшую утилизацию. Совершенно безопасную, что важно, для окружающей среды.
Мусороперегрузочный комплекс уже был экономически обсчитан с привязкой к месту, проект был готов к представлению в думе, когда губернатор Шевелёв заявил, что лучше построить мусороперерабатывающий завод на Тургиновском шоссе. Губернатор даже засветился на экране с проектом в руках. И только очень опытный глаз профессионала смог заметить, что главе региона подсунули схему обычного полигона, а не продвинутого комплекса. Но коллеги по думе дали понять Борисову, что лучше придерживаться мнения губернатора.
Наверное, тверитяне не очень удивились бы, если бы строительством лакомого объекта на Тургиновском шоссе занялась небезызвестная фирма «АСВ-строй». Однако в выполнимости этого обещания Андрея Шевелёва есть сомнения. Дело в том, что в тех краях расположены угодья правительственной резиденции «Русь», и соответствующие службы вряд ли позволят устраивать свалку там, где отдыхает президент.
Пока неизвестно, как это всё разрешится, ну а сегодня популизм главы региона перечеркивает большую проделанную работу и ставит под большой вопрос цивилизованное решение мусорной проблемы в городе Твери.
Иван КОРАБЛЁВ