О ВЛИЯНИИ ГОЛЛИВУДСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА НАШИХ ДЕТЕЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЕ И 25-М КАДРЕ МЫ ПОБЕСЕДОВАЛИ С НЕЙРОПСИХОЛОГОМ, ДОКТОРОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРОМ АЛЛОЙ СИРОТЮК
– Алла Леонидовна, с 1 сентября 2012 года в России вступил в силу Закон N№436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Общество тут же разделилось на два лагеря: представители одного полностью поддерживают новый законодательный акт, другие относятся с подозрением или вовсе откровенно посмеиваются над ним. К какому бы «лагерю» вы себя отнесли?
– Я считаю, что закон нужен и важен. Всё, что ребёнок до 7-летнего возраста видит вокруг себя, становится основой его психики, формирует поведение на всю оставшуюся жизнь. Очень важно, чтобы ребёнка окружали люди, которые бы являлись образцом для подражания. Знаю очень много случаев, когда ребенок до семи лет воспитывается в асоциальной семье. Затем, в силу различных обстоятельств, он попадает в благополучную среду. Но, несмотря на то, что новая семья создала для него все условия для полноценного психического развития, он начинает вести себя так же, как его настоящие родители.
Очень важно не упустить воспитательный момент. Ведь именно родители формируют поведение ребенка. И только затем идут воспитатели, учителя, другие педагоги, а также информация, поступающая извне, – это мультфильмы, телепередачи, рекламные ролики, книги. У детей до 7-8 лет более развито зрительное восприятие. И чем ярче краски, тем лучше воспринимает и запоминает ребенок информацию. Поэтому ребёнок должен находиться в той среде, которая сформирует из него правильного, психически устойчивого человека. И главное здесь – личный пример. Проводить воспитательные беседы практически бессмысленно. Не нужно говорить, как правильно себя вести, важно показывать это самому. Можно тысячу раз сказать, что пожилым людям уступают место в транспорте, но при этом если не сделать это в присутствии ребёнка, он воспримет это как должное. Словом, когда ребёнок видит информацию, которую ещё не должен видеть в силу своего возраста, это очень негативно влияет на формирование его психики.
– Сейчас немало дискуссий вокруг голливудских мультфильмов. В чём их главный вред и как правильно выбирать их для ребенка?
– В голливудских мультфильмах ярко прослеживается подмена жизненных ценностей. К такому неутешительному выводу пришли психологи, изучив подборку из этих сериалов. Существует, например, подмена целей в создании семьи, когда вместо любви предлагается секс. Неправильные ориентиры навязываются через эти мультфильмы уже в дошкольном возрасте. В наше время психологических технологий воевать при помощи пушек и бомб – неактуально. Сегодня идёт мощная психологическая война, которую мы проигрываем именно потому, что дети не ограждены от информации, которую не должны получать. Многие опытные учителя, воспитатели, не сговариваясь, отмечают, что с каждым годом дети становятся сложнее, без сформированных общечеловеческих ценностей.
Что касается мультфильмов, то сначала их нужно просматривать самим. Необходимо тщательно следить за тем, какие книги он читает, какие передачи и рекламы между ними смотрит. К тому же, и это далеко не секрет, в этих мультфильмах присутствует так называемый 25-й кадр, когда в сознание ребенка ненавязчиво закладывается та матрица поведения, которая была задумана создателями картины. Допустим, матрица материнства. Нередко в мультфильмах образ мамы изображен в неприглядном виде. Так, утка-мать держит своего ребенка, словно стакан, в одной руке, совершенно не заботясь о нём, не обороняя его. Да и внешний вид матери зачастую оставляет желать лучшего. Поэтому в сознание девочки закладывается следующая мысль: быть мамой, тем более многодетной, — это плохо. Надо быть красивой, ухоженной и витать над материнством. Цель – карьера, благополучие.
– Алла Леонидовна, на ваш взгляд, маркировки «6+, .., 18+» так ли уж необходимы?
– Сегодня много разговоров о том, что данные маркировки, наоборот, лишь привлекают внимание детей. Но не стоит забывать, что придуманы они вовсе не для них, а для родителей, которые отвечают за воспитание, развитие, образование собственных детей.
– Но всегда существует риск: «Раз дома нельзя, пойду к соседу, родители которого ничего не запрещают».
– За всем не уследишь. Это действительно так. Проблему решил бы длительный воспитательный процесс, который стоило бы начать вовсе не с детей, а с родителей. Какая-то часть современной молодёжи выросла в стране, где были упущены основные воспитательные моменты. Важно отметить, что образование состоит из трех процессов – обучение, воспитание и психическое развитие. Обучением должны заниматься учителя, развитием – психологи, воспитанием – родители и частично педагоги. Но даже сейчас, если взглянуть на Закон РФ «Об образовании», то о воспитании в нём практически ничего не говорится.
– Многие родители не ограничивают ребёнка в просмотре передач и мультфильмов, объясняя это тем, что только так ребёнок сможет отличать плохое от хорошего.
– Вопрос дискуссионный. Пойти за злом гораздо проще, чем за добром. Для того чтобы получить негативную информацию, усилий прилагать не нужно. И наоборот, чтобы отсортировать позитивную информацию от противоположной, нужно приложить усилия. Использовать нецензурную брань в речи проще, чем не использовать её вовсе. Поэтому когда ребёнка не ограничивают в просмотре передач и мультфильмов, то рядом должны сидеть родители и комментировать каждый момент: это хорошо, а это плохо, и почему именно так. И делать это нужно до тех пор, пока у ребёнка не сформируются собственные внутренние фильтры, без которых отпускать его в огромный мир информации недопустимо.
– Известно, что закон ещё будет дополняться. Уже сегодня специалисты Роскомнадзора по Тверской области собирают и обобщают доводы и пожелания, касающиеся усовершенствования документа, поступающие от неравнодушных граждан. Какие изменения вы бы хотели внести в новый закон?
– Прежде всего необходимо проводить всеобучи для родителей. Чтобы стать хорошим психологом, журналистом, педагогом, нужно учиться всю жизнь. А чтобы стать родителем, учиться не нужно совсем. Любой неподготовленный человек может стать родителем и заниматься воспитанием нового поколения. Это неправильно. Ведь многие из них неграмотны в педагогическом и психологическом плане, не знают элементарных вещей, совершают ошибки, которые не имеют права совершать при воспитании ребёнка. При этом у родителей есть потребность в этих знаниях. Они с радостью приходят на семинары, задают вопросы. Наверное, должны быть созданы специальные учреждения при школах либо отдельные психологические центры для родителей. У нас в регионе есть замечательный человек – Владимир Петрович Анисимов, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии ТвГУ. Он основал педагогику родительства и работает с родителями по своей инициативе. Но один в поле не воин.
Во-вторых, в школы и детские сады нужно вводить специалистов помогающих профессий: психологов, дефектологов, логопедов. Сегодня большое количество детей имеют проблемы с психическим развитием. Заниматься с этими детьми в школах просто некому. По данным центра мониторинга и статистики Тверского областного Института усовершенствования учителей, в регионе 592 общеобразовательные школы. В них трудятся всего 140 психологов в Твери и 18 – по области. То же самое в детских садах: на 495 дошкольных учреждения – 54 психолога, большая половина из которой работает в Твери, остальные – в области. Отметим, что логопедов всего 157 человек на весь регион, дефектологов – всего лишь 18. На мой взгляд, необходимо увеличить количество специалистов помогающих профессий и решить вопрос с маленькой зарплатой. Ведь именно по этой причине психологи, логопеды, дефектологи не задерживаются в образовательных учреждениях, а идут в платные центры либо вовсе уходят из профессии.
В-третьих, в школы необходимо ввести воспитательные организации, которые обучали бы детей определенным правилам поведения, вырабатывали у подрастающего поколения нравственные и моральные кодексы. Я, безусловно, не призываю возвращаться в пионерию, комсомолию, но это должны быть детские объединения, где дети учились бы быть лидерами, жить в обществе, общению и взаимодействию друг с другом. Человек – существо социальное. Как только ребенок попадает в сформированный коллектив (не только в рамках группы в детском саду или класса в школе), он начинает чувствовать свою социальную значимость. Это очень важно. Ведь счастье – это часть чего-то. И чтобы быть счастливым, нужно быть частью каких-то правильных, добрых дел и мудрых поступков.
Вера ПАКИНА