Скоро начнется общественное обсуждение нового генплана Твери. Говоря о развитии города, невозможно рассматривать его будущее в отрыве от Калининского района
Города всего мира прирастают пригородами. И каждая вторая семья в Твери уже имеет на территории Калининского района либо дачу, либо дом в деревне. Многие мечтают перебраться за город на постоянное жительство. А уж летом выезжают на карьеры или на Оршу практически все горожане. О перспективах сотрудничества города и района мы беседуем с главой окружающего Тверь муниципального образования ДмитриемЧижовым, с которым встретились в начале осени в районе села Колталово, на поисках заблудившегося грибника.
– Дмитрий, я знаю, что у вас необычное «хобби» – вы ищите заблудившихся в лесах грибников и ягодников, в большинстве своем горожан. Как вы, муниципальный чиновник, стали волонтером?
– Сегодня волонтерское движение – это возможность включить людей в построение гражданского общества, научить их ответственности за свою судьбу. Добровольцы убирают стихийные свалки по берегам рек, тушат пожары, ищут пропавших не по принуждению, а по велению сердца.
Во время поисков пропавшего под Тверью вертолета (в Оршинское болото упал вертолет, который пилотировал директор Редкинского опытного завода Евгений Курбатов. – Прим. ред.) мы познакомились с ребятами из поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Наш тверской поисково-спасательный отряд «Сова» зародился после этих событий, сначала это был стихийно созданный отряд неравнодушных людей, искавших пропавшего 20-летнего Сергея Голосова. Сегодня «Сова», которую возглавляет Данила Котляров, уже серьезная организация, с представительствами в Кимрах и Вышнем Волочке. За неполный год работы найдено десять потерявшихся детей, 39 взрослых. Это очень серьезный результат, ведь речь идет о спасенных жизнях.
На поисках пропавших надо скоординировать работу пяти сторон: это МЧС, милиция, местные власти, родственники, добровольцы. Данила Котляров уже научился этой работе.
Добровольцы радуют меня своей способностью за считанные минуты сорваться с места и броситься на помощь, как, например, сделал джип-клуб «Лебедушка» и его руководитель Евгений Павлов, когда случилась трагедия в Крымске. Мы вместе собрали помощь, и три огромных УАЗа «Лебедушки» сразу включились в работу в Краснодарском крае, развозили людям еду, вещи первой необходимости, пробирались туда, куда никто из спасателей и волонтеров еще не доходил – тверские внедорожники единственные могли добраться в некоторые места, откуда еще не ушла вода.
Cтритрейсеры, ребята из TverMotorRacingclub (руководитель – Александр Цуркан), тоже активно вошли в добровольческое движение: развозят детское питание по многодетным семьям Калининского района, помогают поисковикам.
Волонтерское движение – прекрасная возможность объединить общество, показать, что вместе мы может сделать что-то важное и нужное. Спасти погибающий лес, найти пропавших людей.
– Погибает лес, пропадают люди. Но и города тоже могут погибнуть и пропасть, если их жители равнодушны к тому, что за пределами их квартиры.
– Согласен. И Тверь сегодня в очень опасном положении. Например, такого брошенного всеми – и властью, и жителями – микрорайона, как Юность, я еще не видел. Люди готовы заниматься своими дворами, парковками, детскими площадками. Но они не видят тех, кто их объединит.
В районе беда с социальной инфраструктурой, со спортивными учреждениями – кроме ФОКа, загруженного до предела, нет ничего. И в то же время безобразные пустыри, неизвестно кому принадлежащие. А новые дома строятся чуть ли не впритык к уже стоящим, «сажаются» на старые, советской еще поры, инженерные сети. Хватит ли возможностей той же канализации? Кажется, что ни застройщиков, ни городские власти этот вопрос не интересует.
Этот микрорайон как раз на стыке проблем тверских и проблем Калининского района. Например, Комсомольская роща: если долго идти по лесопарковой зоне, не заметишь, как начнется настоящий лес. И лесопарк и лес одинаково замусорены. И мусорят здесь, конечно, горожане.
Калининский район не справляется с вывозом мусора, который оставляют горожане за собой на карьерах в Константиновке, это стоит району бюджета целого поселения. Проблему очистки рекреационных зон от мусора, конечно, надо решать совместно, городу и району. Равно как и заниматься развитием транспортной инфраструктуры нельзя отдельно в Твери и отдельно – в Калининском районе.
– Положение с автомобильными пробками уже угрожающее. В той же Юности люди тратят часы на то, чтобы утром уехать из микрорайона на работу, а вечером – вернуться.
– В Твери просто наступил транспортный коллапс. И сегодня для города решение транспортной проблемы является задачей номер один. Нужно срочно принимать план развития транспортной инфраструктуры и, кроме того, изучить все позитивные примеры, как это делается в других городах. Существенных улучшений можно добиться, просто «включив мозги», правильно организовав движение, дорожную разметку.
Вот сделали альтернативную дорогу, по которой можно выехать из Юности через микрорайон Радужный и Красинский мост. Все отлично, но последние метров двести дороги недоделали. И сразу весь эффект пропал.
– Еще одна общая проблема для Юности и Калининского района – скоростное движение поездов «Сапсан».
– Как я понимаю, РЖД отказались от мысли строить высокоскоростную магистраль, руководство страны предложило компании развивать имеющуюся дорогу. И Тверь, а также все районы Тверской области, через которые проходит Октябрьская железная дорога, должны совместно добиться, чтобы над дорогой в местах, где чаще всего пути переходят люди, были построены надземные переходы. Остро требуется такой переход в Юности, чтобы люди могли, как прежде, спокойно ходить гулять в Комсомольскую рощу, не боясь попасть под поезд. В конце концов, надо добиться от РЖД хотя бы щитов с расписанием, когда именно мимо этого места, где люди по необходимости переходят пути, проходит «Сапсан», – одно это спасет немало жизней.
– А вообще, есть какое-нибудь «парламентское взаимодействие» между, например, Тверской городской думой и районным собранием Калининского района – для решения насущных проблем на стыке двух столь тесно связанных муниципалитетов?
– Нет. Удивительно: законодательные собрания Тверской и Московской областей решают общие вопросы, а Тверская дума и районное собрание Калининского района, которое находится в Твери, вообще никак не общаются.
Отсутствие общественного диалога – большая проблема. Почему граждане не идут сегодня голосовать? Они не понимают, кто такие депутаты, зачем они нужны? Есть миф, что депутаты имеют неприкосновенность и большие зарплаты. Неприкосновенность распространяется только на депутатов Федерального собрания, большая зарплата – тоже. В Тверской думе всего несколько человек работают на зарплате, это руководство думы и председатели комитетов. Остальные должны на общественных началах решать проблемы горожан. Да, часто в депутаты попадают люди, которые идут решать не проблемы горожан, а свои проблемы.
После расстрела Верховного Совета в 1993 году нашему человеку вдалбливали: «Депутаты плохие, они не нужны». И поскольку люди махнули рукой на выборы, в депутаты все чаще и стали попадать те, кто наглядным примером подтверждал эту мысль.
Посмотрите, кто чаще всего баллотируется в депутаты? Врачи и учителя – потому что они работают в бюджетной сфере, и ими легко управлять вышестоящей власти. Бизнесмены, которые хотят решать проблемы своего бизнеса…
Но есть и совсем другие кандидатуры, и наша с вами задача показать – вот они, те, кто готов заниматься городом, районом, их развитием. Надо преодолеть вражду и непонимание между народом и властью, наладить диалог. Для этого необходимо прежде всего пойти на выборы 14 октября, чтобы потом было право предъявлять свои требования избранной вами власти. Нельзя, чтобы за вас голосовали другие, проголосуйте сами, возьмите свою жизнь в свои руки.
Мария ОРЛОВА