В Твери открылась необычная, двойная выставка Вячеслава Почечуева. В течение октября в Тверском музее имени Салтыкова-Щедрина горожане смогут оценить работы, созданные автором в абсолютно разных жанрах — карикатура и скульптура.
Показ приурочен к 70-летию со дня рождения мастера, вдова которого, Наталья Киселева, к этой дате выполнила завещание своего мужа: более сорока его произведений она подарила фонду музея имени Салтыкова-Щедрина.
В зале первого этажа музея представлено более ста оригинальных карикатур. Каждая из них рассказывает совершенно разные истории, но все зарисовки объединяет очень меткое ироническое исполнение. В них будто слышится звучание времени, его пороки и слабости.
Карикатурный опыт талантливого автора во многом повлиял и на другую сторону его деятельности. На втором этаже музея можно ознакомиться со скульптурными работами Вячеслава Почечуева, которые вряд ли оставят кого-то равнодушным. Здесь есть очень серьезные произведения на тему ангелов — хранителей и борьбы добра со злом, сны скульптора, его мечты, а есть и работы ироничные…
Просматривая на открытии показа фильм о жизни Почечуева, в котором сам автор рассказывает о своем быте в деревне, куда он отправился подальше от гнетущей его городской жизни, видно, как отчаянно он любил жизнь. И любил не так, как любят жизнь в наше время – все чаще за какие-то дары или материальные блага, а именно во всех ее проявлениях, настоящую, такую, как есть. Как признавался сам Почечуев с экрана телевизора: «Я верю в бессмертие души, а иначе и жить бессмысленно».
Интересно, что Вячеслава Почечуева на самом деле знает каждый россиянин… по его работам в кино. Автор принял участие в создании таких известнейших отечественных кинолент, как «Руслан и Людмила» и «Иван Васильевич меняет профессию».
В автобиографичном фильме Почечуев рассказал, как он создавал знаменитую «машину времени» для фильма «Иван Васильевич меняет профессию», как проходил их диалог с именитым режиссером Гайдаем: «Я его убеждал, что машина будет светиться, пыхтеть и булькать – получится настоящее изобретение Шурика. Мне дали слесаря и техника с Мосфильма, и за две недели аппарат был полностью готов».
Вячеслав Почечуев не относился к своему творчеству чересчур серьезно, ему просто нравилось создавать: «Человек должен работать. Работа, особенно если она любимая, приносит удовлетворение, отдушину». Свободный дух автора не терпел никаких ограничений: по его же признанию, в деревню он уехал от «начальников, сроков и заказов».
Фильм о себе Вячеслав Почечуев увидеть не успел — что-то произошло с пленкой, пока он болел, кассету прислали лишь на следующий день после смерти скульптора.
Стоит отметить, что ни одна из работ, которые передала в дар музею Наталья Киселева, до сих пор не была представлена на каких-либо выставках. Тверитяне имеют возможность познакомиться с творчеством настоящего виртуоза, легко и талантливо сочетающего такие разные виды творчества.
Наташа КАПРАЛОВА