Архиепископ Иван Юркович: Мы все живем на одном корабле

17.10.2012, 17:18

Архиепископ Иван ЮрковичВ минувшие выходные римско-католический приход Преображения Господнего в Твери отмечал 150-летие декрета об образовании в Тверской губернии самостоятельного католического прихода

Католики появились в Тверской губернии еще в XIXвеке: в Твери, Вышнем Волочке, Бежецке. В 1859 году коллежский асессор И. Юхнович-Сухотский нашел средства (из которых немалая часть принадлежала лично ему) и начал строительство храма в Твери. Это был двухэтажный деревянный дом на высоком каменном цоколе. Он стоял практически над обрывом Волги в конце Миллионной улицы.

Официально тверской приход был образован в 1862 году.  Посетивший в те годы Тверь епископ Франциск Сымон отметил, что численность прихожан составляет 1500 человек, не считая военных.

Архивные документы рассказывают, что в католическом храме была достаточно крупная библиотека духовной литературы, среди прихожан были немцы, русские, поляки, татары, балтийцы.

После революции в 1918 году храм был закрыт, а потом и вовсе разорен: исчезли библиотека и орган. В 1974 году здание было уничтожено полностью, сохранилось лишь здание приходского дома.

Возрождение католического прихода в Твери произошло лишь в 1990 году. Верующим удалось добиться передачи им приходского дома, где была оборудована часовня.

В 1994 году настоятелем прихода стал о. Ричард Масин, который и нашел средства на строительство того храма, который мы видим сегодня.

На юбилей прихода Тверь  посетил папский нунций архиепископ Иван Юркович. Он согласился дать небольшое интервью для нашего еженедельника.

— Ваше высокопреосвященство, вы приехали к нам на большой юбилей – 150-летие образования в Твери католического прихода. Это, безусловно, событие для небольшого, но многоконфессионального города. Как вы вообще можете оценить присутствие Римско-католической церкви в России?

— Россия располагается рядом с Европой. А то, что близко территориально, то в той или иной степени близко и исторически и культурно. Поэтому связь между Россией и Европой очевидна. К тому же имперская Россия имела территорию гораздо больше нынешней. Отсюда и большое количество католических приходов.

Говоря о тверском приходе, хочу отметить, что за все время своего существования здесь всегда присутствовал и священник. Сегодня настоятель прихода — отец Марэк Антонии Тачиковски. И это очень хорошо.

Тверскому приходу Преображения Господнего 150 лет— Вы наверняка видите, что сегодня происходит в России с другими религиозными концессиями: постоянные провокации в адрес Русской православной церкви, дискредитация ислама. Каково отношение католической церкви к подобным действиям?

— Мы живем в мире, который находится на пересечении XXи XXIвеков. Этот мир более автономен и независим от тех традиций, которые существовали веками. Кто-то вам скажет, вот надо делать так-то (в том числе и с моральной точки зрения), а вы ответите, что у вас есть право делать все, что захочу. Это мы видим повсеместно – и по телевидению, и в Интернете. Современная жизнь строится на юридических и социальных основах. Это в некотором смысле – другой мир, внерелигиозный. Вами движет справедливость, установленная государственным законом. Но это не защищает вас от несправедливости. Например, разница между богатым и бедным кажется вам несправедливой, но ни одним законом это не установлено. А ведь несправедливость – это источник всех проблем человеческой жизни.

И Римско-католическая церковь и патриарх всея Руси говорят о происходящих сегодня в мире цивилизационных процессах. Создается новое общество, которое, возможно, будет существовать без абсолютных моральных принципов. Как оно будет существовать – непонятно. Потому как только абсолютная  мораль связана прежде всего с религиозными ценностями, с признанием человеком Бога.

Церковь, конечно, признает хорошо организованную юридическую систему, строящуюся на принципах выборной демократии, но при этом на вопрос «Может ли общество жить без моральных принципов?» – мы отвечаем твердое: «Нет».

— Католическая церковь в основном территориально располагается в Европе, где не только сильны религиозные традиции, но и соблюдаются законы государства. Россия, увы, многим из этого похвастаться не может: и религиозные традиции здесь были прерваны в революционные годы, и отношение к юридическим законам у россиян своеобразное. Значит ли это, что работа католических священников в России должна строиться по-другому?

— На это я могу сказать лишь одно: мы все живем на одном корабле. То, что важно для России, важно и для Европы, для Америки, Африки. И наоборот. Жить мы все должны по одним духовным принципам. Наша общая проблема в том, что мы все хорошо говорим, но не всегда так же хорошо делаем. Церковь сегодня предлагает людям традиционные ценности, которые существовали тысячелетиями. Как написал один французский писатель, когда вы произносите слово, вы слышите в своем голосе голос вашего отца или вашей матери. И передача от поколения к поколению духовных ценностей должна быть такой же, как унисон голоса. К сожалению, в XXвеке это во многом потерялось. Прежде всего потому что радикально поменялась политическая, экономическая, социальная жизнь. Появилось целое поколение людей, которые отреклись от традиций. Призвание церкви, ее миссия – это вернуть человека к духовным ценностям.

— Создается впечатление, что современный человек, увлеченный собственной жизнью, часто ушедший с головой в тот же Интернет, все больше отдаляется от Бога. Так ли это?

— Верующие есть всегда, но, к сожалению, наша дивиантная культура это не всегда показывает. Когда в обществе происходят большие социальные перемены, увеличивается благосостояние, первая реакция человека – Бога не существует, это все сделал я сам. То же один писатель написал, надо двигаться дальше и буквально через два шага тебе повстречается Бог. Мы сегодня находимся на определенном переходном моменте, и надо продолжать идти вперед. Мы должны вернуться к обычной нормальной христианской жизни, связанной с красотой, семьей, душевным покоем. Это ошибочное мнение, что мы на земле лишь страдаем и ждем. Надо иметь мужество остаться верным своим идеалам.

 

Справка «Каравана+Я»

 

Его высокопреосвященство архиепископ Иван Юркович по национальности словенец, родился 10 июня 1952 г.

1977      – рукоположен в священники Люблянской архиепархии

1978      – завершил богословское образование на факультете теологии в г. Любляне

1980-1984 – учеба в Папской церковной академии

01.05.1984 – поступил на дипломатическую службу Святого престола (Ватикана)

1984-1988 – секретарь Апостольской нунциатуры в Южной Корее

1988      – получил степень доктора канонического права

1988-1992 – советник Апостольской нунциатуры в Колумбии

1992-1995 – советник Представительства Святого престола в Российской Федерации

1996-2001 – советник при Государственном секретариате Ватикана

2001      – возведен в сан Титулярного архиепископа Крбавы

2001-2004 – апостольский нунций в Беларуси

2004-2011 – апостольский нунций на Украине

19.02.2011 – апостольский нунций в Российской Федерации

Архиепископ Иван Юркович является почетным конвентуальным капелланом Большого креста суверенного военного странноприимного Ордена Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты (Мальтийского Ордена).

За заслуги перед Украинской православной церковью (Московского Патриархата) награжден орденом Святого Равноапостольного князя Владимира II степени.

В 1993-1996 гг. Монс. Иван Юркович читал лекции по каноническому праву в колледже католической теологии св. Фомы Аквинского в Москве.

Является автором следующих публикаций:

— “Каноническое Право о браке”, Москва, 1993 г.

— “Каноническое Право о Народе Божием”, Москва, 1993 г.

— “Латинско-русский словарь терминов и выражений Кодекса Канонического Права” (в соавторстве с А. Ковалем), Москва, 1995 г.

Последняя публикация – сборник “Бог посеред нього” (“Бог посреди него”), Киев, 2011 г. (на украинском языке).

Марина ГАВРИШЕНКО

47 0
Лента новостей
Прокрутить вверх