Открывшаяся в Твери фотовыставка «Двадцать лет без СССР» показывает остатки некогда великой державы
Шахта, в которой когда-то установил свой беспримерный рекорд знатный шахтер Стаханов, многоэтажный санаторий на латвийском побережье Балтийского моря, центральный парк «Динамо» города Воронежа, петрозаводский кинотеатр «Сампо», пионерский лагерь «Березки» из Подмосковья, а еще дома и дворцы культуры, музыкальные школы, военные городки, авиационные заводы, железнодорожные вокзалы, аэродромы, животноводческие комплексы, мосты, ведущие в никуда, памятники павшим в боях за Родину воинам… Что общего у всех этих разных объектов, разбросанных на территориях ныне суверенных государств?
А вот что: все они находятся примерно в одной стадии разрушения, видимо, последней, когда использовать по назначению шахту, школу, парк или ДК совершенно невозможно. Процесс разрушения объектов недвижимости был фотографически запечатлен в один день, 27 августа прошлого года, силами непрофессиональных фотографов. Собственно, результаты данного флешмоба и составили основу фотовыставки «Двадцать лет без СССР». До начала ноября ее можно будет посмотреть в помещении Тверского музейно-выставочного центра имени Л. Чайкиной.
Зрелище, прямо скажем, удручающее. Сплошные развалины построенного в советское время… Признаться, одно время казалось, что только в родной тверской сторонке в таких количествах расположены брошенные за ненадобностью объекты соцкультбыта и производственной сферы. Ан нет. Всюду, от Гагр до Мурманска, одно и то же: ржавая арматура, растрескавшийся асфальт, изъеденный временем бетон.
Один из пришедших на выставку тверских фотографов так отозвался об увиденном: «Дайте мне полдня времени, и я наснимаю такого же в пределах Твери, причем гораздо лучше». Кстати, одна тверская работа на выставке нашлась – пейзаж озера Пино, как указано в подписи (может, Пено?). Тягостное зрелище: железнодорожные рельсы, уходящие прямо в водную гладь. Но не мрачнее, чем на остальных снимках.
Инициатором съемки и организатором выставки выступило общественное движение «Суть времени». Лидер движения – театральный режиссер Сергей Кургинян известен как участник телевизионного политического шоу Пятого канала «Суд времени» с ведущим Николаем Сванидзе. В телешоу Кургинян выступал в роли строгого оппонента улыбчивого, обаятельного Леонида Млечина, осыпавшего комплиментами участниц программы.
Единый моментальный снимок общества «Суть времени» имеет отчетливый оттенок фотообвинения. В самом деле, судя по фотографиям, ничего хорошего за последние двадцать лет в бывшей Стране Советов не произошло. Список утрат бесконечен, и в нем не только материальные активы. Список приобретений отсутствует, видимо, по причине полного раздрая на просторах одной шестой суши. Грустно и печально смотреть на СССР, который мы потеряли. И ускользает смысл происшедшего. Почему латыши бросили многоэтажный санаторий в Юрмале? Что мешает жителям Незалежной по-прежнему стаханить в шахтах? Неужели нет желающих гулять в воронежском парке «Динамо»?
Судя по выставке, достижений в странах, на которые распался Союз, нет никаких. На обломках империи появились только ночные клубы, секонд-хенды и прочие шопы. Все плохо, и ничего нельзя исправить, как нельзя вернуть Союз Советских Социалистических Республик. В этом, похоже, вся суть нашего времени. А времена, как известно, не выбирают.
Можно предположить, что у Кургиняна и его «Времени» случаются проблемы с размещением своей экспозиции. Не каждому государственному или муниципальному учреждению понравится подобный обличительный вернисаж в своих бюджетных стенах. Вот и Елена Марина из областного Дома народного творчества, к которому приписан выставочный зал, предложила в следующий раз привезти достижения.
Но это вряд ли. «Суть времени» в настоящее время занята борьбой с ювенальной юстицией. Будет логично, если следующая выставка расскажет о насильственном изъятии детей из семей.
Двадцать лет, которые мы прожили вне СССР, были разными. Есть и потери, есть и приобретения. Мы забыли, что такое очереди, мы узнали, что такое свобода перемещения по миру. Что перевешивает – потери или приобретения, каждый решает для себя. Но обратного пути нет.
Марина ШАНДАРОВА, фото: Наталья Капралова