Утверждение о том, что бизнес должен быть социально ответственным, обрело у нас статус лозунга. Но на практике всегда ли находят понимание и поддержку те представители бизнес-сообщества, кто готов реально принять на себя всю полноту этой ответственности? Которая – что принципиально! – подразумевает не только принятые на себя обязательства, но и права и доступные механизмы их реализации. Когда мы обсуждали эту тему с создателем и владельцем компании «Российская сантехника» Дмитрием Гончаровым, она получила неожиданный поворот
– Хотелось бы отдельно сказать о благотворительности в контексте социальной ответственности бизнеса. «Российская сантехника» постоянно занимается благотворительной деятельностью, активно сотрудничает с фондом «Доброе начало», умело обеспечивающим необходимую адресность помощи. Мы также постоянно помогаем Василевскому сельскому поселению Старицкого района: проводим там праздники для местных ветеранов, заботимся о воинском братском захоронении, дружим и с местной школой….
Словом, я полагаю, мы с полным основанием можем считаться в этом смысле социально ориентированной компанией. Но вот вопрос: интересны ли мы и другие благотворители из сферы бизнеса в этом качестве государству, региональной, городской власти? Точнее, интересны ли настолько, чтобы инициировать тесное взаимодействие власти и бизнеса в благотворительных проектах и чтобы стимулировать таких благотворителей государственной поддержкой? К сожалению, примеры из жизни говорят скорее об обратном.
Один из таких примеров связан с юбилейным – десятым – фестивалем «Шансон», организацию которого взяла на себя «Российская сантехника». Фестиваль знаковый, известный на всю Россию. И он, безусловно, может и должен стать одним из брендов Твери – фестиваль имени Михаила Круга, которого знает вся страна и ближнее зарубежье. В этом году, как известно, фестиваль хотела перекупить Москва. Узнав об этом, Гончаров обратился в областной комитет по туризму: давайте, мол, спасать наш фестиваль, тем более в юбилейный для него год. А в ответ услышал: а мы что – должны тебе помогать? Если Москва так хочет его забрать – пусть забирает, нам меньше хлопот. Конечно, Гончаров и его команда и без помощи властей сумели организовать яркий, запоминающийся праздник шансона. Фестиваль был проведен на базе отдыха «Российской сантехники» – «Барской усадьбе». Но у его организаторов, как говорится, осадочек остался. Особенно от этого самого чиновничьего «ТЕБЕ помогать» – как будто речь шла не о региональном мероприятии, а о рядовом корпоративе.
Да, пока наши чиновники искренне недоумевают, почему это они должны помогать местному бизнесу, и не только в каких-то разовых акциях, процветание нам не грозит! Потому что, утверждает Гончаров, помогая конкретному бизнесмену, власти способствуют развитию вверенной им территории. А без развитого бизнеса территория начинает деградировать и в конечном итоге умирает. Надо подходить к бизнесу как к фактору прогресса данной территории. И при этом понимать: чтобы собирать с бизнеса налоги, достаточные для эффективного содержания муниципальной инфраструктуры, развития территории, сначала необходимо создать для него благоприятные условия.
При этом зачастую достаточно минимального задействования административных рычагов, чтобы большое и нужное дело сдвинулось с мертвой точки. Но когда, к примеру, местное бизнес-сообщество, одна из общественных организаций бизнеса приглашает чиновников на какое-то свое мероприятие, они в первую очередь спрашивают: а губернатор там будет? И если выясняется, что нет, то, как правило, тут же теряют к этому всякий интерес. И потому нацеленные как раз-таки на развитие взаимодействия бизнеса и власти мероприятия типа форумов, круглых столов и всяческих тематических дней нередко проходят формально. И это при том, что в свою очередь на своих собственных мероприятиях чиновники часто повторяют как мантру фразу о необходимости повышать инвестиционную привлекательность территории…
– Пожелание местным и региональным властям – быть внимательнее именно к местному бизнесу, – говорит Дмитрий Гончаров. – Да, нужно привлекать внешних инвесторов, но почему проекты местного бизнеса не рассматривать как инвестиционные? Ведь бюджет той же «Барской усадьбы» больше годового бюджета Старицкого района! Это, безусловно, инвестиционный проект, реализуемый силами частной компании. Так почему бы не поощрять протекционистскими мерами такие местные компании, которые будут развивать территорию муниципальных образований и региона в целом? И любое начинание по частно-государственному партнерству надо сопровождать большой разъяснительной работой для населения: почему именно эта фирма выполняет конкретные работы для города, области, почему ей предоставлены преференции и т. д. А потому, что она много сделала для развития территории и мы, власти, в ней уверены.
14 октября в Твери прошли досрочные выборы в Тверскую городскую думу. Новым депутатам уже вручены мандаты. Общее мнение горожан: гордуме, если она действительно целенаправленно возьмется за развитие города, предстоит огромная работа. По мнению Дмитрия Гончарова, новоиспеченным депутатам для начала стоило бы разобраться: почему у нас столь бездарно распоряжаются городским хозяйством. Почему не получается сделать даже элементарные вещи, привести город в порядок? У бизнес-сообщества уже назрели эти вопросы: как так, мол, налоги платим исправно, правила соблюдаем, а ничего в этом плане не меняется, город остается в непривлекательном, плачевном состоянии, стыдно перед приезжими, которым у нас попросту нечего показать. И это – при нашем выгоднейшем расположении между двумя столицами!
Спрашиваю у Дмитрия, каким ему видится развитие Твери?
– На мой взгляд, первая задача – нужно сплотить все слои населения: и бизнесменов, и чиновников, и местное самоуправление – вокруг одной идеи: сделать Тверь образцовым городом. Взять себе на это вполне реальный срок – два года. Выработать программу и реализовывать ее. Но для этого должно быть четкое взаимодействие всех институтов муниципальной власти и общественности города. Ведь что собой представляет деятельность муниципальных управленцев? Это тот же бизнес, только в масштабах города. И если мэр города, сити-менеджер не будут, как в бизнесе, от каждого исполнителя требовать безусловного выполнения поставленных задач, то бизнес, а в данном случае городское хозяйство, развалится. Этот развал мы сейчас и наблюдаем. Еще момент: чиновник порой просто некомпетентен, не видит очевидного. Вот пример: фасады зданий, где первые этажи заняты магазинами, сервисными точками и т. д. Часто в их оформлении такая эклектика или попросту всё запущено. Так составьте разговор с предпринимателями, да такой, чтобы те вас услышали. Чаще всего вполне достаточно простого убеждения: мол, мы все живем в одном городе и нам вместе о нем заботиться. Но чиновников надо этому учить и спрашивать с них. Пока же им проще на любой запрос или инициативу бизнеса или общественности ответить отказом – настолько въелась боязнь ответственности. Как следствие, сейчас в Твери нет ни одной развивающейся отрасли – ни ЖКХ, ни образование, ни медицина не развиваются.
А в бизнесе все по-другому: если не привносишь постоянно новое, креативное – вскоре прогоришь. Поэтому выигрывают те главы территорий, которые заводят туда бизнес. При этом в муниципальном управлении надо создавать команду профи и не бояться при этом привлекать в нее «неудобных» людей. Прав тот руководитель, который собирает такие команды, которые ему же и создают имидж умелого управленца, и бизнес при них процветает. Хотелось бы, чтобы была сформирована такая эффективная команда и в нашей Твери.
Светлана БАКАРДЖИЕВА